Интерес к компании «КБ Навис» у нас возник не случайно. Выступая на организованной ИД «Электроника» конференции «Датаком - передача данных», которая состоялась в начале июня этого года, Георгий Шульгин, руководитель направления коммерческих модулей «КБ Навис», заявил, что в 2011 г. «КБ Навис» намеревается выпустить 1 млн навигационных модулей. Эта цифра горячо обсуждалась в кулуарах конференции. Учитывая крайне противоречивые сообщения прессы о состоянии дел по развитию системы ГЛОНАСС, мы решили получить информацию из первых уст, встретившись с Георгием в стенах «КБ Навис».
— Какие основные тенденции развития мировой электроники вы могли бы отметить?
— Если говорить о производстве электронных компонентов, то почти все предприятия сосредоточены в Юго-Восточной Азии. Основная причина - дешевизна рабочих рук. Глобальным игроком здесь стала тайваньская компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company). Ее доля - около 70%, что свидетельствует о концентрации производства. Через 10-15 лет будет достигнута минимальная технологически достижимая для кремниевых структур топология в 12 нм, после чего весь прогресс уйдет в другую сторону.
— Расскажите, пожалуйста, об истории, структуре, численности, деятельности компании, в т.ч. о финансовых аспектах.
— Компания «КБ Навис» была создана в 1996 г. в Москве. Изначально она занималась разработкой специальной навигационной аппаратурой ГЛОНАСС /GPS. За время своей деятельности было разработано и запущено в серийное производство более 70 видов оборудования для навигации. В настоящее время в «Нависе» работает свыше 400 человек. В компании имеется собственное КБ и производство. Примерно 200 человек работают на производстве, около 100 человек - в КБ и столько же - обслуживающий персонал.
В Москве находится главный офис компании; в Петербурге - подразделение, которое занимается, в основном, морской тематикой специального назначения. Годовой оборот компании за прошлый год составил свыше 1 млрд руб.
По имеющимся у нас данным, которые были предоставлены на НАВИТЕХ-2010, «КБ Навис» занимает порядка 73% рынка ГЛОНАС /GPS в России. Всего мы выпустили более 100 тыс. навигационных модулей для коммерческого сегмента. Наши основные потребители - разработчики систем мониторинга транспорта, в т.ч. для нужд МВ Д и МЧС. В прошлом году было выпущено около 50 тыс. модулей, остальные - за период 2004-2008 гг. Первые коммерческие модули (модуль GNSS) стали выпускаться с 2001 г. Модули Navior 24 следующего поколения были уже более пригодны для использования в портативных системах и также применяются в системах синхронизации времени, в т.ч. в станциях CDMA, Wi-Fi. Затем был выпушен модуль СН-4706, который также стал выпускаться серийно. На нем разрабатывается большинство отечественной коммерческой аппаратуры с использованием сигналов ГЛОНАСС/GPS. Это наиболее коммерчески успешное изделие на отечественном рынке.
— В России есть перспективы выпуска отечественных конструктивно и функционально законченных приборов размером с сотовый телефон или встраиваемых в него?
— В настоящее время у нас есть прототип трехдюймового навигатора. Он сделан совместно с партнерами из фирмы «Вобис компьютер» (системный интегратор на отечественном рынке навигаторов и коммуникаторов) на основе нашего нового модуля NV08C.
Серия модулей NV08C в настоящее время существует в двух модификациях (NV08C-MCM и NV08C-CSM). Это модули полностью нашей разработки. Кристаллы выполнены по технологии 90 нм. В России таких заводов нет, поэтому мы делаем их в Японии. Это полностью законченное изделие состоит из аналоговой и цифровой части и не требует установки дополнительных компонентов - т.н. «обвязки». Потребление модуля NV08C-МСМ (позиционируемом нами для носимых устройств) в режиме поиска - 150 мВт. В стандартном режиме работы его потребление составляет порядка 100 мВт. Имеется возможность снизить его потребление за счет перевода в импульсный режим работы, когда по всем системам ГЛОНАСС/GPS/GALILEO энергопотребление составляет 20 мВт.
— Зачем предусмотрен дифференциальный режим? Разве он востребован?
— Наши модули принципиально отличаются от всех остальных коммерческих модулей тем, что в них реализован режим дифференциального приема (в соответствии с рекомендациями RTCM) и прием широкозонных поправок SBAS. Также в модулях реализован режим Assisted GNSS. Дифференциальный режим позволяет повысить точность навигационных определений до 1 м. А при использовании режима A-GNSS возможно снижение времени старта модуля до 3 с при «холодном» старте (когда у приемника нет сохраненной информации). В настоящее время проходит тестирование пилотной зоны режима A-GNSS в Москве и Петербурге.
— NV08C - это классический модуль для потребительской аппаратуры? Какова его цена? Сколько времени вы его разрабатывали?
— Стоимость модуля от 15 долл., цена зависит от объема партии. Разработка началась в конце 2008 г., а в ноябре 2009 г. были получены первые образцы. Сейчас мы тестируем третью (инженерную) версию этого модуля.
В дальнейшем мы перейдем на модули серии NV08C в разных исполнениях: корпусные NV08C-CSM и бескорпусные NV08C-MCM. В этом году мы продолжим выпускать модули СН-4706 и в 2011 г. будем обеспечивать поставки и поддержку этих модулей. С 2011-2012 гг. все разрабатываемые изделия будут производиться на модулях серии NV08C.
В настоящее время мы подготовили и передали техническую документацию более чем 200 фирмам, которые уже начали разработку своей аппаратуры на основе наших модулей. Некоторым особо перспективным производителям мы передали образцы устройств NV08C для ознакомления, а также дилерам. К концу года, когда будет получена первая серийная партия, уже будет разработано несколько типов оборудования с использованием этих устройств.
— Какую часть доходов компании занимает военное направление?
— Сейчас это основное направление деятельности компании. Коммерческое направление начало развиваться с начала 2000-х гг., но основное количество модулей было продано в течение 2008-2009 гг. С выходом модулей серии NV08C мы планируем серьезно расширять коммерческое направление.
— Как вам удалось опередить другие компании?
— «КБ Навис» с момента своего образования занимается разработкой и производством навигационной аппаратуры в соответствии с высокими требованиями качества и надежности. Эти же критерии мы закладываем при разработке коммерческих изделий. «КБ Навис» - это одна из немногих компаний на российском рынке навигационных устройств, которая занимается серийным выпуском изделий. Другие фирмы, занимающиеся навигационными изделиями, как правило, делают мелкосерийные, штучные партии модулей. У нас каждое изделие проходит полный цикл тестирования, поэтому мы выпускаем качественную аппаратуру и обеспечиваем минимальное количество брака.
В настоящее время конкуренты только осваивают производство модулей - аналогов нашего модуля СН-4706, разработку которого мы начали 5 лет назад и уже серийно выпускаем его несколько лет. Кроме того, нашим преимуществом является то, что все используемые в модулях чипсеты - собственная разработка «КБ Навис». Мы полностью контролируем их качество и производим любое количество, необходимое для выпуска модулей. Наши модули также отличает то, что они могут работать с дифференциальными сервисами, которые устройства других производителей не поддерживают.
— Вы вложили большие деньги в разработку, теперь их надо возвращать. Вы собираетесь выпускать полностью законченный навигатор или у вас есть партнеры, с которыми вы станете работать над конечным изделием? На чем основана ваша уверенность в востребованности своей продукции?
— В настоящее время «КБ Навис» выпускает не законченную коммерческую аппаратуру, а коммерческие модули. Что касается специального оборудования, это отдельное направление деятельности компании, где мы занимаемся как разработкой, так и выпуском законченных изделий. Коммерческие модули мы будем поставлять партнерам для использования в их навигационных устройствах. По нашим оценкам, в этом году мы сможем реализовать порядка 300 тыс. устройств. Основные потребители продукции «КБ Навис» - на внутреннем рынке, хотя с прошлого года к нам достаточно часто стали обращаться зарубежные фирмы, в т.ч. из Сев. Европы, Сев. и Латинской Америк, Ближнего Востока. Разработка и сборка устройств для массового потребительского рынка на модулях NV08C будет проходить в Юго-Восточной Азии. Эти устройства станут поставляться в Россию, но у нас есть уверенность в том, что они будут востребованы и в мире.
Мы тесно сотрудничаем с заводамиизготовителями навигаторов и коммуникаторов, оказываем им техническую поддержку по внедрению модулей. В настоящее время мы плотно сотрудничаем с компанией Explay, объем продаж которой на российском рынке навигаторов составляет около 30%. Кроме того, нашими партнерами являются «Вобис» и достаточно молодая компания Lexand. Эти российские фирмы продают в России конечную аппаратуру, изготавливаемую на заводах в Китае и на Тайване. Мы ведем с этими компаниями переговоры об изготовлении первой опытной партии навигаторов в количестве нескольких десятков тысяч штук.
По рыночным оценкам, в России в прошлом году было продано около миллиона GPS-устройств. Цены на наши модули NV08C практически не отличаются от цен на GPS-модули. При этом GPS - это чаще всего только модуль, который требует установки дополнительных компонентов, а наш модуль - полностью законченное изделие. Но объемы GPS-модулей исчисляются миллионами штук, а у нас - десятками или, в случае с модулями NV08C, сотнями тысяч модулей. Поэтому в настоящее время невозможно полностью сравнять по цене наши модули с модулями GPS. При этом у нас есть и конкурентные преимущества перед односистемными решениями - при сопоставимых ценах наши модули будут более функциональными. Мы уверены в том, что потесним односистемные модули на российском и мировом рынках.
Мы развиваем направление мультисистемных модулей, и это дает нам конкурентные преимущества перед отечественными и зарубежными коллегами.
— У вас нет конкурентов на российском рынке…
— На отечественном рынке в настоящее время нет фирм, которые могли бы выпускать навигационные модули подобного качества и характеристик (это касается и новых модулей NV08C, и предыдущих серий СН-4706 и Navior 24). В мире, в принципе, тоже аналогов нашему модулю NV08C нет. Сигналы ГЛОНАСС в специальных геодезических и авиационных системах поддерживают многие фирмы, и довольно давно. Это специализированный рынок с дорогостоящими приборами. По объемам продаж он небольшой, а по стоимости изделий - приличный. На этом рынке мы также предлагаем пользователям модули, которые при сравнимых технических характеристиках стоят в несколько раз дешевле импортных аналогов. Недавно на модуле Navior 24 австрийская фирма разработала геодезическую аппаратуру. В настоящее время эта компания полностью переходит на использование наших модулей, т.к. они имеют лучшие технические характеристики при более низкой стоимости. На потребительском рынке в настоящее время нет продукции, которая могла бы конкурировать с нашими модулями.
— Некоторые независимые эксперты утверждали, что не создано ни одного приемника с ГЛОНАСС, который по количеству потребителей, размерам и цене был бы эквивалентен GPS-приемникам. Если GPS-чип имеет размеры 3Ч4 мм, то в приемнике ГЛОНАСС этот кристалл в 10 раз больше. Соответственно, энергопотребление у него выше. GPS-приемник продают уже за 7 долл., а совмещенный ГЛОНАСС/GPS - за 60 долл. Вы могли бы прокомментировать такие мнения?
— До недавнего времени так и было. Но после выпуска модулей серии NV08C это технологическое отставание было преодолено. Модули NV08C и по габаритам, и по потреблению приблизились к односистемным модулям. По цене, как я уже говорил, наши модули также максимально приближены к GPS-решениям. Также хо у обратить внимание на то, что когда говорят про габариты GPS-модуля 3Ч4 мм, то имеют в виду только его аналоговую часть. А если учесть, то для ее использования необходимо устанавливать дополнительные компоненты и цифровую микросхему (обы но она представляет собой мультизадачный процессор), то габариты такого решения уже становятся значительно больше - около 20Ч30 мм (без процессора), а цена возрастает с 7 до 10-12 долл., и тоже без учета процессора. Если сравнивать законченное решение на GPS и наш модуль NV08C-MCM с габаритами 9х12 мм и ценой порядка 15 долл., имеющий при этом изначально лучшие технические характеристики за счет возможности работы по всем видимым спутникам, можно говорить, что мультисистемное решение NV08C-MCM не уступает импортным аналогам.
— "Навис" - явный сторонник аппаратной реализации приемника. Как Вы относитесь к программной реализации приемника, которую предлагают некоторые разработчики навигационных модулей?
— На самом деле, такой приемник был сделан и у нас. Микросхемы, на которых он был реализован, уже серийно изготавливается - это СБИС К1879ХК1Я, достаточно мощная трехъядерная система. Что касается потребительского рынка, то в настоящее время не ясно, кем и в какие устройства может быть установлен такой приемник. Во-первых, софтверные приемники ориентированы на достато но специализированные применения; во-вторых, те компании, которые серьезно занимаются разработкой навигационных устройств, цифровую и аналоговую схемы делают сами. Поэтому мы не видим рынка для коммерческого использования такого софтверного решения и ориентируем его на специализированный рынок.
— Почему в модулях используются 32 канала, а не 48, например?
— Количество каналов в настоящее время перестало быть определяющим фактором качества работы приемника. Мы кардинально переработали модули относительно предыдущих поколений, реализовали в нем блок быстрого поиска. Этот блок менее ем за секунду позволяет захватить сигналы всех видимых спутников. Кроме того, каждый канал приводит к дополнительным энергозатратам и усложнению схемных решений.
— В вашей компании есть государственная доля?
— В настоящее время ЗАО "КБ Навис" - частная компания. Мы участвуем в ОКР, получаем госзаказы, изготавливаем продукцию для гособоронзаказа. Часть прибыли от этой деятельности направляется на разработку новой техники, новые модули NV08C были разработаны за счет собственной прибыли компании, полученной в т.ч. от деятельности на государственном сегменте рынка.
— Кризис сыграл на руку частным компаниям?
— Оценки противоречивые. Количество компаний, занимающихся разработкой конечных устройств, по-прежнему около 200. Их костяк составляет несколько десятков солидных фирм. Госзаказы позволили выдержать кризис, хотя поначалу пришлось снизить затраты. Сильные компании, занимающиеся производством и поставкой востребованной техники, устояли. Мы уверенно пережили кризис, не испытав больших потрясений. С середины прошлого года компания начала активно расти.
— Каково Ваше понимание термина "российская электроника"? Какой смысл Вы в него вкладываете? Завод Samsung по производству телевизоров в России - это российское производство? Можно причислить его к российской электронике, если разработка корейская?
— Сборочное предприятие иностранной компании гарантирует рабочие места в России. Безусловно, это хорошо, т.к. если будут заводы, которые смогут реализовать разработку перспективной техники, то перенести опыт сборки и изготовления аппаратуры, полу енный на иностранных сборо ных производствах, на уже существующие отечественные заводы будет проще. Но необходимо развивать и инженерную мысль. Если мы занимаемся только сборкой, то разработка на таком предприятии минимальна или полностью отсутствует. В этом случае не развивается инженерный потенциал. Если российская компания занимается разработкой и производством, то то она может считаться отечественной электронной компанией.
— Насколько эффективны государственная помощь и инвестиции в капитал? Нам не известны примеры того, когда государственные инвестиции дали бы серьезную отдачу.
— Мы выполняем ОКР и изготавливаем аппаратуру по госзаказу. Часть из полученной прибыли мы вкладываем в разработку новой техники, в т.ч. и коммерческой. Это можно считать примером успешной коммерциализации, т.е. переводом специализированных технологий в потребительскую отрасль промышленности.
— Считается, что GPS-микросхемы достигли предела своего развития и навигационные приемники исчерпали возможности совершенствования. Дальнейший путь - совмещение функционала.
— Действительно, основной функционал навигационных систем уже описан в теории. Известны теоретические исследования, изложившие то, что сейчас осуществляется на аппаратном уровне. Например, та чувствительность, которую мы реализовали в своих модулях, является теоретическим пределом выделения информации из сигнала. Но говорить о том, то возможности дальнейшего совершенствования модулей нет, преждевременно. Можно совершенствовать режимы работы модулей, повышать качество слежения за сигналом, снижать время старта и т.д.
— То есть дальнейшая деятельность "Нависа" вполне определена?
— В принятой Федеральной целевой программе достаточно подробно описано направление деятельности компаний, которые занимаются разработкой навигационной техники. У нас есть понимание того, чем мы будем заниматься - разработкой и совершенствованием модулей и специальной техники. Нам потребуется усовершенствовать модули, а также алгоритмы их работы. Имеется и другое широкое поле деятельности - борьба с помехами.
— Как вы решаете проблему с квалифицированными кадрами?
— В настоящее время на рынке большой спрос на хороших инженеров. У нас есть контакты в вузах, мы работаем с кафедрами. Поддерживаем контакты с МГТУ им. Баумана, МАИ, МИФИ, с военными академиями. У нас работает много студентов. Они остаются у нас после окончания институтов. Мы обеспечиваем людей хорошей работой, что достаточно редко по нынешним временам. Наша компания обеспечивает нормальный цикл разработки и производства, а сотрудники видят результат своей деятельности. Мы даем конкурентоспособную зарплату, предоставляем возможность карьерного роста специалистов.
Материал подготовили Леонид Чанов и Владимир Фомичёв: опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ 6/10