На арену выходит "ИНТЕРНЕТ ВСЕГО"

См.также интервью: 2018 года

Алексей Милославский
Алексей Милославский
президент

В этом году исполняется пятнадцать лет российскому дистрибьютору и интегратору IoT/M2M-решений «ЕвроМобайл». Компания застала революционную смену технологического уклада, связанную с бурным развитием сетей связи, беспроводных датчиков и появлением технологий сбора и анализа данных в сфере промышленности и городского хозяйства. Президент «ЕвроМобайл» Алексей Милославский рассказал нашему журналу о возможностях технологий «умного города» и транспортной телематики.

— Международные исследования показывают, что позитивные прогнозы по внедрению «Интернета вещей» на производстве не сбываются — бизнес не торопится переходить на новые технологические рельсы. При этом многие поставщики решений сконцентрировались на технологиях для «умного города» — насколько это перспективное направление для развития в России?

Россия занимает четвертое место в мире по числу городов-миллионеров, причем, несмотря на то, что численность населения у нас в два с лишним раза меньше, чем в США, городов-миллионеров больше. По подсчетам McKinsey, к 2030 г. 81% всего потребления товаров и услуг будет приходиться на города. Поэтому муниципальные образования заинтересованы в умножении численности населения — это обеспечивает экономический рост. Для этого необходимо повышать комфортность и безопасность городской среды, чего можно добиться только с помощью развития технологий.
   Концепция «умного города» уже перестала быть просто уловкой маркетологов, существует конкретный перечень стандартов и требований, появились законы и постановления Правительства РФ. Мы уже можем видеть первые результаты от внедрения того или иного решения и анализировать эффективность. У нас есть возможность «потрогать» «умный город», побывать и даже пожить там.
   В концепцию «умного города» включено очень много подсистем, от логистики до строительства. Также определен основной заказчик и четко понятна выгода: городское население экономически эффективнее, поэтому чем больше людей в городах, тем эффективнее экономика, тем выше доходы городов. Благодаря всему этому данное направление — самое интересное для всех технологий, которые теперь объединяют под именем «Интернета вещей».

- На каком этапе развития находятся технологии «умного города» в крупных городах России? Мы отстаем от западных стран? Насколько радикально изменят наши города и менталитет жителей эти технологии?

Поскольку «умный город» — это не одна технология, а целый комплекс, то говорить об этапе развития некорректно. В чем-то мы впереди многих, например в общественном транспорте, хотя ситуация разнится от города к городу. А менталитет жителей изменится, если поменяется их образ жизни. Целью проектов «умного города» как раз является повышение качества управления городами и уровня жизни в них.

- Какие технологии «умного города» наиболее востребованы в России и почему? А что пока не пользуется спросом? Можете объяснить на примере конкретных кейсов?

На первое место я бы поставил концепцию «Безопасная и доступная среда», которая охватывает все сферы деятельности города, от охраны школ до наблюдения за технологическими процессами. Особенно продвинулась вперед технология видеофиксации и аналитики видеоданных. Например, видеонаблюдение на транспорте теперь внедряется на законодательном уровне.
   Есть и другие проекты, драйвером которых выступило государство, и в них наша компания приняла участие. Это три глобальных государственных проекта, которые оказали влияние на судьбу и развитие рынка. Среди них, например, «ЭРА-ГЛОНАСС». В данном проекте мы исполняем роли поставщика устройств и инжиниринговой компании. В частности, мы осуществляем подготовку автопроизводителя к сертификации транспортных средств. Сначала мы составляем проект системы для транспортного средства так, чтобы он соответствовал акустическим, эргономическим и технологическим требованиям, а система работала, не нарушая штатную эксплуатацию транспортного средства. Затем моделируем внештатную ситуацию.
   Поскольку «ЭРА-ГЛОНАСС» — система экстренного реагирования, то проверить ее работоспособность можно только с помощью краштеста и акустического теста. Акустический тест, пожалуй, даже серьезнее и сложнее, чем первый. В момент аварии именно акустическая система должна сработать безупречно, чтобы обеспечить двустороннюю связь водителя и оператора системы. Далее группа инженеров выезжает к заказчику на монтаж бортовых устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Установка проходит в соответствии с разработанным проектом, согласованным с заказчиком. Если все испытания прошли успешно, автопроизводитель получает сертификат и система готова к установке на конвейере. После проведения исследований и тестов заказчик получает проект, в котором указаны лучшие, с точки зрения технологии, места для установки терминала «ЭРА-ГЛОНАСС». С нашим участием прошли такую сертификацию такие автопроизводители, как Trolza, Dongfeng, Haima, Volvo, FAW. А с 2017 г. мы являемся партнером АО «ГЛОНАСС» — оператора государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
   Другой подобный проект — «Платон». В данном случае мы осуществляем поставку сотовых 3G-модулей для бортовых блоков. Кроме того, в рамках программы «Безопасный город» мы оснащаем телекоммуникационными системами общественный транспорт в разных городах России. Особенностью программы является то, что мы ставим свои системы на уже введенный в эксплуатацию автопарк, т. е. перевозчику не требуется закупать новые автобусы, чтобы усовершенствовать свой транспорт. Такие технологии уже реализованы в Санкт-Петербурге и Калининграде. А в новых автобусах — в Симферополе, Братске, Твери и других городах.

- Есть ли сейчас в российских городах существенный спрос на сети для «Интернета вещей»? Крупные операторы, такие как «Эр-Телеком» и «Мегафон», уже запустили свои сети LPWAN и NB-IoT. Остается ли здесь ниша для других компаний?

Я думаю, что довольно скоро все операторы мобильной связи подготовят свои сети к внедрению технологии NB-IoT. Вопреки распространенному мнению о том, что NB-IoT «убьет» LoRaWAN как технологию, я вижу, что для многих организаций LoRaWAN по-прежнему будет интересна в качестве собственной сети для «Интернета вещей» — за счет низкого порога входа и простоты эксплуатации.

— Какие сферы городской жизни сейчас наиболее технологически развиты и какие решения будут востребованы в ближайшие пять лет?

Я бы выделил три направления. Первое — это развитие технологий в дорожно-транспортной инфраструктуре. При строительстве новых дорог и реконструкции существующих уже применяются инновационные решения, призванные получить контроль над дорогой, автомобилем и всем, что окружает дорогу: освещением, дорожными знаками, дорожным полотном. Решения, позволяющие построить связь «дорога-автомобиль», «автомобиль-знак», «машина-машина». Это следующий шаг после проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», поскольку он сигнализирует о случившемся инциденте, а решения для «умных» дорог помогают такие инциденты предотвратить.
   Второе направление связано с «умным» или «подключенным» транспортом. Например, системы содействия водителю (ADAS), которые помогают водителю во время движения, сигнализируют о критическом сближении с другими автомобилями или о приближающемся пешеходе, а также о несанкционированном пересечении дорожной полосы.
   ЖКХ также является важной сферой городского развития. Модернизируются системы подомового учета расхода воды, тепла, газа, электричества, обеспечивается онлайн-учет расхода энергоресурсов. Кроме того, мы ожидаем регламентирования деятельности газовых служб и мониторинга состояния газового хозяйства, поскольку это сфера повышенной опасности и высокой степени аварийности.

— Ваша компания работает на рынке IoT/M2M уже пятнадцать лет, как за этот период изменился технологический уклад в мире и России? Какие нововведения можно назвать революционными?

Технологический уклад в мире и в России изменился до неузнаваемости, за эти пятнадцать лет технологии действительно шагнули так далеко, что полностью изменили нашу жизнь. Например, когда мы вышли на рынок, скорость передачи данных по GPRS даже в идеальных условиях составляла 170 кбит/с, а в реальности всегда была намного меньше. Разве можно было тогда передать видеофайл? А сейчас скорость передачи данных составляет до 20 Гбит/с — по сетям 5G, которые уже активно тестируются.
   Революцией стало то, что любую вещь теперь можно подключить к Интернету, на арену уже выходит «Интернет всего», или global connectivity. Поэтому нам так важно развивать сквозные технологии, которые позволят связать в единую сеть различные объекты промышленной инфраструктуры и создать единые базы данных, например исследования почвы в сельском хозяйстве и экологических проблем, системы мониторинга стиля вождения водителей и рынка автострахования.

опубликовано в журнале CONTROL ENGINEERING РОССИЯ 1/19

ERSA

ЗОЛОТОЙ ШАР