См.также интервью: 2003 года
В июле этого года ОАО "Завод Элекон" возглавил Николай Ураев, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора - коммерческого директора предприятия. В интервью TatCenter.ru новый руководитель рассказал о том, как вопреки кризису проводили модернизацию завода и благодаря ему опережали конкурентов, о земных проблемах производителей космических деталей и о том, что дружба и бизнес вполне совместимы.
— Николай Николаевич, совсем недавно Вы возглавили предприятие, став генеральным директором. До этого руководили коммерческой деятельностью, от которой в большой степени зависит положение дел на предприятии. Как оцениваете собственную работу на прежней должности?
— По итогам первого полугодия предприятие демонстрирует рост объема выпускаемой продукции на 50% по сравнению с прошлым годом. Но, оговорюсь, сравнивать сложно, поскольку первое полугодие 2009 года было временем выхода из кризиса, только во втором полугодии возобновилось стабильное развитие. В целом сейчас мы вышли на докризисные показатели и немного их превысили, что, конечно, радует. Наше предприятие связано со многими промышленными отраслями: космической, авиастроительной, железнодорожной, станкостроением и другими, поэтому ситуация на "Элеконе" в определенной степени отражает общую картину российской промышленности. В свою очередь стабилизация в смежных отраслях является поводом и для нашей уверенности в будущем спросе на продукцию.
— Насколько ощутимым оказался для предприятия кризис?
— Конец 2008 года стал самым тяжелым для нас: до этого был серьезный рост производства, мы набирали объемы и, исходя из этого, рассчитывали затраты, а в условиях кризиса возврат денег резко упал. Правда, смогли и положительную сторону сложившейся ситуации использовать: когда на ряд материалов упали цены, нам удалось купить их довольно выгодно. Но был период, когда главной задачей было удержаться на достигнутом уровне, много изделий мы тогда положили на склад, провели ряд антикризисных мероприятий. В итоге преодолели кризис своими силами и в 2009 году восстановились.
— Как Вы оцениваете конкурентоспособность завода "Элекон", и вообще существует ли конкуренция среди предприятий, работающих в значительной степени по гособоронзаказу?
— Конкуренция существует, хотя, конечно, сфера деятельности определяет специфику. В свое время "Элекон" как головное предприятие в Советском Союзе создал несколько дочерних заводов, которым передал часть своей номенклатуры. Сейчас они находятся в разных руках, и по некоторым позициям оказались нашими конкурентами. Здесь кризис нам в некотором роде даже помог, так как за счет масштаба производства мы смогли выстоять и обойти менее сильных игроков на рынке. Сегодня главной задачей считаем развитие конкурентных позиций. Этим занимаемся путем технической модернизации, внедрения новых технологий.
— Что наиболее значительного удалось сделать за последние годы в рамках технического перевооружения?
— Сейчас завершаем процесс реконструкции гальванического производства. Гальваника в силу своей специфики быстро устаревает, это касается и оборудования, и технологий, а на "Элеконе" обновления данного цеха не было довольно давно. Мы начали сотрудничать с авторитетной шведской компанией и провели серьезную модернизацию. Основные мероприятия пришлось проводить как раз в год кризиса, но, понимая значение процесса, мы все же не свернули его и за счет буфера, который специально держали для этих целей, планомерно проводили реконструкцию гальванического цеха. Думаю, через два года полностью перейдем на новое оборудование, и это будет серьезный задел лет на 20-25 вперед.
— Выпуск какой продукции сейчас является главным направлением работы предприятия и какая доля приходится на гособоронзаказ?
— В общем объеме продукция, идущая на выполнение гособоронзаказа, составляет порядка 70-80%. Остальное - это продукция, идущая на экспорт, в ряду невоенных изделий производим силовые соединители для кабельных сетей, используемых на нефтяных объектах, на аэродромах и т.д. Сотрудничаем с автопромом, в частности напрямую работаем с основным республиканским автопроизводителем: наши прицепные соединители используются на КАМАЗах.
Важным результатом работы последних лет считаю восстановление контактов с Роскосмосом. Наши соединители являются важнейшими компонентами в ракете: в каждой их около 20 тысяч штук разных видов. Сфера космического кораблестроения - одна из наиболее стабильных, ведь корабли запускают, несмотря на кризис, отрасль продолжает развиваться даже в самые трудные времена. И соответственно, мы всегда имеем стабильный спрос на свою продукцию. Так, и в 2008 году предприятия Роскосмоса стабильно рассчитывались с нами, что во многом помогло нам выстоять.
— А есть ли выход на зарубежный рынок и каковы планы руководства предприятия по его освоению?
— Здесь сложилась интересная ситуация. В свое время, когда в Советском Союзе разрабатывали соединители, была определена метрическая сетка, по которой параметры данной детали измеряются в сантиметрах, и порядковая нумерация идет слева направо. А на Западе все по-другому: они и параметры в дюймах измеряют, и разметку делают по-другому, действует так называемый стандарт "милитари". Поэтому у нас чисто технические несостыковки возникают.
Тем не менее, наши изделии берут и американцы, и французы. Скажем, американцев интересуют разрывные агрегаты, обеспечивающие эффективный запуск ряда контролируемых процессов при отстыковке ракеты. Разработка разных видов такого рода изделий была только в Союзе. Штаты в этом направлении вообще не работали, они шли по более простой схеме, поэтому наш опыт их заинтересовал.
Недавно приезжали к нам специалисты РКК Энергия им. Королева. Они совместно с американцами строят новый космодром, где планируют использовать изделия, ранее производившиеся у нас, так что, возможно, будем восстанавливать производство. Оно довольно давно было прекращено, но еще работают специалисты, опыт которых позволяет возобновить выпуск данного вида соединителей. Пока договорились о поставке небольшой партии.
— В большинстве сфер промышленности сейчас качество продукции определяется путем сравнения с зарубежными аналогами, а эффективность предприятия - его включенностью в инновационную деятельность. В этом контексте какова специфика серийных заводов, в число которых входит и "Завод Элекон"?
— Наша техника построена на отечественной элементной базе, переводить на импортную - это дорогостоящий сложный процесс, он займет много времени и вряд ли приведет к выпуску продукции высокого качества. Поэтому мы можем себе позволить не гнаться за Западом, а выпускать свою продукцию и уделять внимание совершенствованию технологий. Конечно, используем мировой опыт, наши технологи посещают профильные выставки. Но что касается собственно изделий, уже зарекомендовавших себя, то здесь чаще работает правило "новое - враг хорошего". Тем более что любая военная продукция должна пройти целый ряд испытаний, без которых поставить в серийное производство ее нельзя. А это, естественно, означает значительные временные и финансовые затраты. Так что эксперименты с инновациями - это не наш профиль. Особенностью серийных заводов является консервативность.
— В 2009 году "Завод Элекон" вошел в "Концерн Радиоэлектронные технологии" ГК "Ростехнологии". Какие преимущества это дает предприятию?
— Сегодня на рынок радиоэлектронной продукции активно пытаются войти китайцы, индусы. Как известно, конкурировать с ними тяжело. Пока нам это удается за счет более высокого качества продукции. Но уже очевидны преимущества предприятий, вошедших в Концерн: совместно завоевать больший сегмент рынка нам будет гораздо легче, чем по отдельности. Кроме того, членам Концерна проще наладить обмен опытом.
Госкорпорация оказывает очень серьезную поддержку в перевооружении предприятия. Мы предоставляем информацию о потребностях завода, а специалисты концерна проводят глубокий анализ, готовят техническое обоснование, разрабатывают целевую программу модернизации.
— На прошедшем недавно выездном заседании коллегии "Концерна Радиоэлектронные технологии" была озвучена солидная сумма, которую госкорпорация планирует выделить на техперевооружение предприятий. Какие мероприятия планируются за счет этих средств на "Заводе Элекон"?
— Хотелось бы, чтобы корпорация нам помогла в модернизации пластмассово-резинового производства. Здесь наша главная цель - уменьшить контакт человека с вредными веществами. При эксплуатации нынешнего оборудования полностью исключить этот фактор невозможно. Необходимо автоматизировать производство, а это очень дорогой процесс.
Также хотелось бы начать модернизацию механического производства. Механика быстро развивается, а переход на новое оборудование будет означать и повышение квалификации наших работников. Сделает производство более технологичным, а значит, и более привлекательным для молодых специалистов, нехватку которых ощущаем. Сейчас все труднее найти фрезеровщиков, инструментальщиков высокого уровня: эти специальности не привлекают молодежь, мечтающую работать с современным оборудованием, высокими технологиями.
— Многие республиканские предприятия реализуют собственные программы подготовки кадров: сотрудничают с профильными ВУЗами, организуют практику студентов на производстве, как говорится, "затачивают" молодых специалистов на работу в определенной сфере. Специальная подготовка необходима и для будущих сотрудников "Завода Элекон"?
— Да, это обусловлено и спецификой оборудования, и технологиями. Даже тот факт, что производимые у нас изделия очень маленькие по размеру, накладывает свой отпечаток. Настроить станок так, чтобы он выдерживал нужные микроны, 70-летний мастер может, скажем, за 15 минут, а молодой выпускник ВУЗа может и за целый день не справиться с этой задачей, хотя у него и зрение лучше, и координация движений,. Зачастую важнее оказывается опыт и технический навык. Поэтому нужна практика, позволяющая, что называется, набить руку и воспринять специфику нашего производства. На предприятии разработана система наставничества, помогающая молодым специалистам овладеть профессией.
Сегодня в Казани проявляется специфика столичных городов, для которых характерна нехватка людей рабочих специальностей: в провинции, где выбор меньше, таких сотрудников легче привлечь на предприятие. Но нас это стимулирует держать высокую планку, постоянно работать над улучшением условий труда, поддержанием зарплаты на достойном уровне.
— Николай Николаевич, еще совсем недавно Вы могли сосредоточиться на коммерческой деятельности предприятия и не озадачиваться решением тех же кадровых вопросов. Как внутренне восприняли смену должности?
— Ответственность возросла многократно, сфера внимания расширилась. Иногда возникает мысль о том, что хорошо бы заняться решением каких-либо стратегических задач, а не урегулированием частных вопросов, но приходится думать обо всем. Убежден, что для директора на предприятии неважных вопросов нет: независимо от масштаба проблемы, она должна решаться под контролем руководителя, а все мелочи нужно сопоставлять с реализацией основных задач.
И в этом плане работа коммерческим директором стала для меня хорошей школой. Сформировалось особое отношение к заводу и своей роли здесь: я в любое время, независимо от официального графика, мог оказаться на предприятии и заниматься соответствующими вопросами до тех пор, пока они не будут решены. Если работа доставляет удовольствие, то это и воспринимается совершенно нормально.
— Статус первого лица компании предполагает и определенную роль в бизнес-сообществе…
— С коллегами, руководителями предприятий-партнеров у меня сложились дружеские отношения, и это очень ценно, как в личном плане, так и в профессиональном.
— То есть утверждение "в бизнесе нет друзей, а есть только партнеры" вы готовы опровергнуть?
— Откровенно говоря, жаль тех, кто так считает. В бизнесе, кроме жестких законов рынка, важную роль играют человеческие качества. Мне посчастливилось сотрудничать с людьми, близкими по духу, и иногда сложные рабочие вопросы удается решить благодаря личному доверию, способности партнеров держать слово, готовности пойти навстречу.
— А что Вам помогает профессионально расти, постоянно двигаться дальше?
— Наверное, внутренние амбиции. Как в детстве мальчишки мечтают быть космонавтами, пожарными - это становится определением цели, к которой человек стремится. Вот это стремление и есть основной двигатель развития. Гораздо легче относиться и ко многим жизненным моментам, преодолевать препятствия, когда ты четко знаешь, что надо делать сегодня, завтра и т.д.
— В последнее время что было для Вас такой целью?
— Конкретный проект, который мне очень интересен. Это производство нескольких видов разрывных агрегатов, мы раньше их не делали. Недавно на коллегии презентовали опытную партию этих изделий, сейчас отправляем их в Самару для испытаний. Соединители данного вида достаточно сложные и дорогостоящие. В последнее время этот проект меня сильно поддерживал, вдохновлял на работу.
И амбициозных целей не мало. Скажем, давно уже есть планы по организации воспроизводства импортных изделий для поставок за рубеж. Сегодня российская авиационная промышленность - это порядка 6-10 гражданских самолетов в год, тогда как Boeing или Airbus в месяц выпускают порядка 30 самолетов. При производстве самого простого борта используется минимум 2 тысячи соединителей, а на более сложных моделях - порядка 5-7 тысяч. Возможность воспроизводить импортные изделия открыла бы нам выход на этот огромный рынок и совершенно новые перспективы развития. Самые интересные и технически сложные решения все-таки внедряются на зарубежных предприятиях. Надеюсь, что в будущем с кем-либо из них удастся найти общий язык и выстроить сотрудничество.
Интервью провела Нина Максимова: опубликовано на портале TATCENTER.RU 6/08/2010