ДЕСЯТЬ ВЫСТАВОК СПУСТЯ...

Г.Келл
опубликовано в журнале НОВОСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ №1/2019

Величие электроники не требует доказательств. Большинство наших современников постоянно взаимодействуют с теми или иными электронными устройствами и совершенно не удивляются прогрессу в их исполнении и функционировании. Специалисты-электронщики тоже смирились с постоянным уменьшением размеров электронных компонентов и увеличению их производительности. Однако, бывает интересно бросить ретроспективный взгляд и сравнить, что было, и что стало. Хорошим инструментом для этого могут стать тематические выставки. Особенно международные.

Автору этих строк довелось впервые посетить мюнхенскую ELECTRONICA в далеком 2000-м году и впечатления от нее вылились в статью «ELECTRONICA-2000: фабрика грез в Мюнхене», опубликованную в 1-ом номере журнала «ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ» за 2001 год. Текст можно найти и на сайте автора => www.ecworld.ru/media/arts/munel.htm. В дальнейшем посещение этой выставки (проводится каждый четный год – по нечетным годам там же проходит PRODUCTONICA) стало неизбежным ритуалом, позволявшим чувствовать пульс мировой электроники и быть в курсе ее трендов. И вот минуло почти два десятилетия, и с 13 по 16 ноября в Messe München прошла очередная (10-ая - юбилейная для автора) ELECTRONICA. И захотелось уяснить, и в первую очередь для себя, в чем отличие выставки начала века от выставки дня сегодняшнего…

E_2018Начать логично с цифр. В итоговом пресс-релизе 2018 года организаторы сообщают о том, что в 17-ти павильонах общей площадью 182 тыс. м² за четыре дня побывало 80 тыс. посетителей из 80-ти стран. Стендов же было 3100 из 50-ти стран.[1] Действительно, площадей прибавилось – новыми стали павильоны C5 и C6 (но павильон C1 не использовался и остался «в резерве»). Кроме того, в этом году изменилась привычная схема расположения «компонентных групп» по павильонам – полупроводники из павильонов A3…A6 переместились в павильоны C3…C6. Скорее всего, это связано с появлением дополнительных «северных» входов на выставку, ведущих с парковок непосредственно в павильоны C. Удобнее стало тем, кто приезжает на выставку на автомобиле – т.е. главным образом немецким посетителям.

В остальном тематическая структура вы ставки вполне сохранилась:

Следует отметить и появление «выставки в выставке» - павильон A4 отдан под экспозицию международной ассоциации SEMI, отражающей интересы производителей полупроводников и компаний, предоставляющих материалы и технологии для их производства.

studentsЕще одной новацией стало выделение большей части павильона C6 под экспозицию electronica Experience, в задачу которой ставилось привлечение в отрасль новых кадров, в основном молодых. То, что электроника стала «матерой» [mature] никого уже не удивляет. И консолидационные M&A-процессы последних лет, резко сужающие брендовое разнообразие, лишнее тому свидетельство. Ушли на покой и далее те, кто создавал компании в 50-е…60-е годы прошлого века. Многие компании в наши дни создаются и возглавляются далеко не инженерами, и постепенно угасает тот креатив, что позволял создавать «культовые» компоненты, широко применявшиеся в самых разномастных устройствах. «Цифровизация» электроники, доминирование в ее полупроводниковой части ASIC-технологий – все это ведет к качественному изменению компетенций и разработчиков электронных компонентов и разработчиков аппаратуры. Нет ничего удивительного в том, что миниатюризация электронных компонентов привела к потери ими привлекательности для развития творческих навыков у молодежи. bundeswer И поддержка DIY- практик становится неизбежной тенденцией в усилиях вовлечь молодежь в электронику. В этом участвуют и вендоры, и дистрибьюторы Вот и в этой экспозиции была масса школьников, для которых демонстрировались роботы, устраивались гонки электромобилей, проводились конкурсы пайки. В частности на стенде компании WURTH [C6.200] пяток школьников младших классов с увлечением и на время паяли светодиодную начинку «светящегося спиннера». Весьма экзотично смотрелся и стенд Бундесвера [C6.310] с БМП и образцами военной радиоэлектроники. В этом же павильоне можно было узнать о вакансиях в различных компаниях, и не только немецких, узнать о специфике потенциального работодателя – конечно, это в основном было рассчитано на студентов старших курсов, аспирантов и т.п. И, судя по заполненности павильона C6, многочисленным стайкам школьников и студентов - идея пробудить любопытство к электронике вполне сработала.

Возможно, самым заметным выставочным изменением стала трансформация информационного обеспечения отрасли. Помню свой восторг от набранных на выставке 2000-го года нескольких десятков CD-ROM’ов разных вендоров. Тогда можно было спокойно получить на стендах и свежие Data-Book’и, но потенциальные габариты груза зашкаливали. Поэтому в бумажном виде брались лишь Short-Form каталоги. Да и то не всех фирм. Стыдно признаться, но в чемодане, увезенном из Мюнхена в ноябре 2018 года, не было ни одного CD-ROMа ! Их просто не встретилось 😊. Бумажные проспекты и даже Short-Form каталоги встречались на стендах многих компаний. Листовки с описанием новинок продукции были практически у всех экспонентов. Пожалуй, единственной компанией, оставшейся верной бумажным носителям информации, была VISHAY [C4.422], напротив стенда которой находилась «традиционная» 20-ти метровая стена с несколькими десятками ячеек, в которых аккуратно были разложены двух-трех страничные буклеты с short-form характеристиками определенных групп ЭК, как активных, так и пассивных.

Надо сказать, что те же изменения затронули и информационную структуру пресс-центра выставки. Раньше там имелось помещение с 10-ю рядами стеллажей, на которых пресс-службы компаний-экспонентов выкладывали папки со своими press-kit’ами, анонсами новинок и фактами о компаниях (часто и на CD-ROM’ах) - и число таких папок было трехзначным! Сейчас же стеллажи были заполнены максимум на 10%, а вместо CD-ROM’ов некоторые папки «комплектовались» usb-флэшками, которые можно было получить на reception пресс-центра.

Очень полезной новацией этой выставки стало приложение для мобильных устройств, которое не только предоставляло всю информацию о экспонентах, плане павильонов, мероприятиях и новостях, но позволяло строить оптимальный маршрут для посещения интересующих стендов.

automotiveИскать интересные новинки из числа электронных компонентов на выставке ELECTRONICA - занятие малоперспективное: и стендов слишком много, и велики они у топовых производителей, и сами компоненты слишком малы, чтобы привлечь к себе внимание проходящего мимо посетителя. Именно поэтому на многих стендах можно увидеть человекоподобных роботов, автомобили новейших марок или забавные инсталляции, в которых используется продукция владельца стенда и, как правило, эти «экспонаты» просто притягивают к себе внимание многих посетителей, проходящих мимо…, а уж дальше работа стендиста.

Поэтому с «новинками» лучше определиться заранее. Благо, задолго до выставки начинается кампания по их продвижению и в печатных изданиях, и в профильных блогах, и на сайте самой выставки. Кроме того, пресс-службы компаний, принимающих участие в выставке, за месяц до ее начала начинают рассылать аккредитованным журналистам пресс-релизы по новым изделиям своих компаний. И, в качестве примера, об одном из таких изделий хочется рассказать подробнее.

Речь пойдет о Digital-Micro-Switch (DMS) – MEMS-переключателях небольшой калифорнийской компании MENLO MICROSYSTEMS [B5/454] [www.menlomicro.com] [2], два года назад получившей., как start-up, финансирование в размере $18,7 млн от таких «грандов» индустрии, как GE, MICROSEMI и CORNING. menlomicro Компания разработала и теперь серийно выпускает (более 100 тыс. уже отгружено) MEMS ключи с электростатическим управлением и уникальными характеристиками. Комбинируя параллельное и последовательное соединение «элементарных» ключей, компании удается реализовать коммутацию напряжения до 200 В постоянного тока величиной до 10 А. Что при межконтактном зазоре 1 мкм – просто удивительно. При этом сопротивление контактов не превышает 30 мОм, максимальная частота коммутации достигает 10 кГц, а ресурс составляет несколько миллиардов циклов. Особенно эффективно использовать данные ключи в ВЧ приложениях, где они, благодаря стеклянной подложке (технология Through Glass Via (TVG) компании CORNING), способны работать на частотах до 18 ГГц. В настоящее время ключи компании MENLOMICRO серийно производятся на шведской foundry SILEX MICROSYSTEMS с использованием 8” пластин и упаковываются в bga-корпуса. Важнейшим достоинством DMS-технологии является ее масштабируемость, что, по мнению разработчиков, позволит реализовать самые разные наборы параметров, в принципе заменив электромеханические и solid-state реле ! Время покажет…

Одной из самых впечатляющих особенностей выставки ELECTRONICA является ее многонациональность. Top-10 стран по числу посетителей выглядит так: Германия, Италия, Австрия(!), Великобритания, Франция, Швейцария, США, Россия, Китай и Польша. Восьмое место нашей страны, не может не удивлять ! Такой же ТОП, но по числу участников выглядит немного иначе: Германия (1143 стенда), Китай (850 стендов), Тайвань (326 стендов), США (243 стенда), Великобритания (140 стендов), Франция (103 стенда), Гонконг (97 стендов), Италия (85 стендов), Швейцария (73 стенда) и Япония (70 стендов). Можно видеть, что стенды компаний из ЮВА составили почти половину экспозиции, что реально отражает мировое распределение электроники.

Наша страна была представлена 19-ю участниками, причем 11 из них были сгруппированы на «московском» стенде [B5/363]. Российскую дистрибьюцию ЭК представляли на отдельных стендах компании МИКРО ЭМ [B5/354], РАДИАНТ [С2/200] и ЭЛТЕХ [С4/110]. Украинская дистрибьюция была представлена компаниями VD MAIS [B1/620] и СЭА [B1/267].

Вообще крайне очень интересно было видеть «выставочное отражение» процессов развития электроники в ex-советских республиках. Молдова была представлена стендом правительственной Организации по Инвестициям и Продвижению Экспорта и, кроме того, на форуме в павильоне C6 проводила презентации возможностей республики по разработке и производству электроники. Хотя, признавалось, что такие лидеры советского МЭПа, как ПО МЕЗОН давно прекратили свое существование. Очень активно были представлены компании из стран Балтии: от Эстонии их было 14, от Литвы 3 и одна от Латвии. Примерно половина выставлявшихся компаний из Балтии были контрактными производителями электроники, и было видно, что этот бизнес здесь активно развивается. Большинство эстонских компаний (11) было сгруппировано на стенде {B1/516], организованном Ассоциацией Электронной Промышленности Эстонии [www.estonianelectronics.eu], которая активно способствует вхождению страны на европейский рынок электроники. И забавно было наблюдать, как при общении между собой на вечеринке, устроенной на эстонском стенде в предпоследний день выставки, литовец и эстонец старшего поколения общались между собой по-русски – этому языку их учили еще в школе. Молодежь этого рудимента уже лишена 😊

FBDI_ECHAКак известно, «в каждой бочке меда …». Вот и на этом благостном фоне тревожно прозвучало выступление представителя FBDI Йенса Дорварта [Jens Dorwarth], председателя рабочей группы по соответствию экологическим нормам, сделанное на традиционной встрече IDEA [International Distribution of Electronics Association]. Оно касалось предстоящего в 2019 году ужесточения европейского REACh [Registration, Evaluation and Authorisation of CHemicals] законодательства. В соответствии с Версией 4.0 REACh, которая должна вступить с силу уже в 2019 году, дистрибьюторы обязаны предоставлять в ECHA [European Chemicals Agency] информацию о химическом составе всех электронных компонентов, ввозимых на территорию Евросоюза !!! Непосильность этой задачи усугубляется нечеткостью формулировок и запредельными штрафами за нарушение. В ситуации много неясного, но FBDI [Fachverband der Bauelemente Distribution] - ассоциация, представляющая интересы дистрибьюторов ЭК Германии, явно ею обеспокоена. С другой стороны, мы помним как драматично внедрялась RoHS-инициатива – в итоге все урегулировалось. Будем наблюдать. Тем более, для России все это малоактуально.

Много говорится об изменениях, происходящих в электронике, о смене моделей дистрибьюции, об утрате значения традиционными мероприятиями типа семинаров, конференций и выставок. Но выставки, подобные ELECTRONICA доказывают обратное – электроника делается людьми. А люди любят общаться. И довольно многие находят удовольствие в личном общении, а не в виртуальном. Возможно, именно эти люди и едут каждые два года в Мюнхен. Поразительно, но меньше их не становится. Все так же заполнены вечерами пивные и Мариенплац, и тосты «за здоровье» звучат многоязычным хором: PROST, CHEERS, SKOL, …

До встречи в 2020-ом, ELECTRONICA !!!

   ПРИМЕЧАНИЯ

1. Организаторы утверждают, что выставка 2018 года установила новые рекорды посещаемости, но пресс-релиз 2000-го года тоже говорил о рекорде и называлось число посетителей 88 тысяч.

2. К моменту написания статьи сайт компании MENLOMICRO перестал открываться из России. Причины очевидны, да и способы «обхода» известны…