ЗАКОН ПОЛУПОДВАЛА.
В завершение темы, затронутой нами, в предыдущих исследованиях, обратимся к малозаметному, на первый взгляд закону. Г-н Паркинсон уделил ему всего ничего – пару страниц, и даже не дал ему названия. Мне же кажется, что он достоин гораздо большего внимания, и конечно собственного названия.
Для определения веса должностного лица Паркинсон вывел формулу, куда входили: количество дверей ведущих к начальнику, количество помощников, телефонов, площадь стола, и длина ворса ковра (в сантиметрах). Соответственно чем больше число – тем босс влиятельнее и выше по иерархической лестнице. Однако было подмечено, что если применить эту формулу к организации в целом – зависимость станет обратной. Мрамор, золото и фотомодели-секретарши – организация при смерти.
В нашем бизнесе действие этого закона очень наглядно. Грамотное применение поможет Клиенту выбрать правильный сервисный центр. А может быть и директору подскажет вовремя, что где-то нелады, и надо действовать.
Попробуем посмотреть на примерах:
Это типичный пример умирания предприятия. Дела плохи. Конечно, из всех законов есть исключения (это чтобы не обиделся кто).
Если это планово-убыточный сервис-центр крупнейшего импортера или производителя, то гарантийный ремонт будет произведен несомненно (даже если и ценой замены всего аппарата). И просуществовать такой сервис может довольно долго, может быть даже до самого следующего катаклизма (в нашей-то непредсказуемой экономике). Однако на более или менее сложный послегарантийный ремонт за разумные деньги не рассчитывайте. Месяца через два вы заберете свой прибор, устав от ожидания запчасти или что-нибудь еще в этом же роде.
Другая крайность:
Окраинный район, 20 минут пешком от ближайшей автобусной остановки. Пролезть через дыру в заборе, по диагонали за ангар, стучать в зеленую дверь, если открыли – десять ступенек вниз (не забудьте пригнуться), пробраться между коробок и корпусов от телевизоров и вот - свет! В полумраке всклокоченные мастера, полупогруженные в ремонтируемую технику. У директора нет не то что кабинета, а и стола нет (если он конечно попутно не ремонтирует технику сам). Балл – минимальный. Что же? Отдадим этому предприятию пальму первенства? Отнюдь. Сдохнет у них эта пальма в одночасье. Во-первых, большинство законов на “краях” дают максимальную ошибку, а во-вторых, вот тут как раз необходимо ввести временной параметр, упущенный из рассмотрения г-ном Паркинсоном. Если этому сервису не больше года, мастера начинают пить пиво не раньше восьми вечера, а директор просыпается не позже восьми утра, то может у них все впереди. Можно упростить математику и просто взять производную по времени: если младенчику нет еще годика, то, может быть, это будущий Microsoft (не к ночи будет помянут). Ну а нет, – так нет.
Как всегда – все хорошее лежит посередине. Всегда должен быть виден процесс роста и развития. Если, например, подвал, но квалифицированные мастера и хорошее оборудование, не беда, что постоянно идет борьба с крысами и угрозой затопления. Пусть шикарное помещение, но если проходы завалены коробками и снует суетящийся народ – то это тоже к добру. Если видна жизнь и движение, то что-то еще есть впереди.
Итак, – что же у нас находится точно посередине между подвалом и первым этажом? Правильно – полуподвал!
Теперь это уже не “крысы” и “затопление”, а подшефная бурая крыска, вполне ручная и скромная, в свободное от сна время развлекающая детишек Клиентов, и сырость, полезная для шампиньонов! А иначе откуда же такие вкусные запахи с кухни? Кстати можно подумать и о винных подвалах. Низкие потолки компенсируются необъятными просторами переходов и казематов бывшего противоатомного бомбоубежища. Клиент снес балку головой – ничего потолки станут выше. Не хватает денег на зарплату директору – значит кому-то купили новый осциллограф. Непроплачена аренда – кухарка поехала на стажировку в Шанхай.
Вот она – золотая середина? Да – если постоянно и неусыпно желание и стремление подняться на первый этаж, если пальма ухожена и полита вовремя, если по-прежнему пиво не пьют раньше восьми вечера, а директор просыпается не позже восьми утра.
Так что в своем стремлении к лучшему, давайте не забывать, чтобы постоянно чего-то не хватало. Не дай нам бог дойти до конца.
Александр Иванов
Ремонт Электронной Техники 2/01