РЕМОНТНЫЙ БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
или в законах - кому как
нравится
Мы ремонтируем любую технику.
Стучите дольше—звонок не
работает!
(Надпись на дверях сервис-центра
В предыдущем номере мы уже затронули тему, связанную с законами действующими в ремонтном деле. Это были первые два Закона Паркинсона. К остальным творениям гениального англичанина мы вернемся в будущем.
А сейчас хотелось бы поговорить и о других законах. Некоторые из них являются частным проявлением общих законов бытия (например, законов Мерфи). Некоторые же являются сугубо специфическими, нашими цеховыми.
Попытаемся сформулировать главные законы ремонтника:
- Починить можно все! (Даже если это еще не сломалось).
- Сломаться может все! (Даже если вы это уже починили).
Это законы фундаментальные и всеобъемлющие. Комментариев не требуют и следствий не имеют.
Другие законы можно разделить на группы.
Ремонтно-финансовые законы:
- Каким бы смешным не выглядел ваш прейскурант, всегда найдется тот, кто
откажется платить.
- Чем круче выглядит клиент, тем больше вероятность возникновения проблем с
оплатой.
- Cтоимость ремонта (вместе со стоимостью запчастей) стремится превысить
стоимость изделия. (И, обычно, это и делает).
- Если клиент не спорит о стоимости ремонта и не требует чека, то это
контрольная закупка налоговой инспекции.
- Если вы вовремя закупили большое количество нужных запчастей в Гонконге,
то они сразу появятся в Компэле, и вдвое дешевле.
- Если после выплаты зарплаты в кассе остались деньги, то это вовсе ничего
не значит.
Пространственно-временные законы:
- Почти все неисправности проявляются в последнюю неделю гарантийного срока
(назло сервис-центру) или в первую неделю после его окончания (назло клиенту).
- К моменту получения заказанной в Японии запчасти выясняется, что прибор,
для которого она предназначалась, уже сдан Политехнический музей.
- Если просят починить прибор как можно быстрее, то забирать его будут потом
очень долго.
- Чем мельче пружинка, тем дальше она летит. Выпавшую шайбочку надо искать в
соседней комнате под диваном.
Законы эволюции:
- Если клиент уверяет вас, что в его приборе полетела какая-то мелочь,
будьте уверены, что его поковыряли уже в нескольких мастерских.
- После пяти мастерских прибор не годится даже на запчасти.
- Не пытайтесь присобачивать к VEF-Sigma плазменный монитор - это
противоестественно.
А вот следствия и производные широко известных законов Мерфи:
- Упавший винтик найдется тогда, когда прибор уже будет забран клиентом.
- Стоявший неделю на "прогоне" телевизор сгорит в момент сдачи его
заказчику.
- При замене кинескопа поцарапается всегда новый.
- Любимая отвертка всегда находится на столе у соседа.
- Чем менее значима оставшаяся после сборки деталь, тем больше времени
потребуется на водружение ее на место.
- Падает на пол только уже отремонтированный прибор.
- Металлический инструмент падает только во включенный прибор.
- Дефект в гарантийном приборе стремится отнять у мастера как можно больше
времени на свое устранение.
- Дефект в послегарантийном приборе стремится причинить владельцу
максимальный материальный ущерб.
- Соседу достаются приборы с более легкими дефектами.
Законы обычно открывают или формулируют, обобщая свои повседневные наблюдения.
Мы призываем наших читателей присылать законы, открытые ими в процессе их деятельности. Может, когда-нибудь будет сформирован свод законов, который будет помогать в повседневной деятельности, или хотя бы иногда скрашивать суровые будни.
Не вспомнить ли Жванецкого: "Ремонт не процесс, а состояние. Его нельзя начать, в него можно войти. Его нельзя кончить, из него можно выйти. Но это не означает, что что-то будет сделано."
Александр Иванов  [Ремонт электронной техники" 1/01]