“Комплектующие” успеха отечественной
телекоммуникационной индустрии
(или о влиянии терминологии на ставку таможенных пошлин)
В.А. Докучаев
 Общий потенциал телекоммуникационной инфраструктуры определяется тем, насколько гармонично и успешно развиваются две ее неразрывно связанные составляющие: предприятия, разрабатывающие и производящие телекоммуникационное оборудование, и операторы связи, занимающиеся его эксплуатацией и предоставлением услуг. Первые являются законодателями в части внедрения новых средств и стандартов связи, а вторые влияют на первых путем закупочной политики.
 Отметим одно из основополагающих условий, в равной степени влияющее на успех как операторов, так и производителей: в ближайшие годы необходимость внедрения новейшего оборудования будет зависеть не от технологий, как это было ранее, а от потребностей в тех или иных услугах связи.
 Успех предприятий-производителей определяется тем, насколько востребованной является их продукция. Конкурентоспособность оборудования определяется:
  - функциональным соответствием предъявляемым к нему требованиям;
  - стоимостным соответствием;
  - конъюнктурным соответствием. Например, считается престижным, если устанавливаемое у руководителя оконечное оборудование является цифровым с функциями
ISDN, способно передавать как речевые сообщения, так и данные, может функционировать совместно с компьютером и т. д. При этом немаловажное значение играет его торговая марка. Отметим, что успех оборудования на рынке также в немалой степени определяется межличностными отношениями продавца (производителя) и покупателя (оператора).
 Остановимся более подробно на стоимостном соответствии оборудования, которое определяется, с одной стороны, платежеспособностью покупателя, а с другой, возможностью продавца предложить приемлемую цену. Вопросы платежеспособности операторов во многом зависят от макроэкономических факторов и не будут анализироваться в данной статье. Цена оборудования в первую очередь складывается из затрат на его разработку, стоимости комплектующих, затрат на оплату труда,
налогов, выплачиваемых предприятиями, величины прибыли. Остановимся более подробно на влиянии комплектующих на конечную стоимость. Предварительно, чтобы избежать путаницы, определимся с терминами. Будем называть составляющие телекоммуникационной аппаратуры, представляющие функционально законченные модули, платы или блоки –
“части” или “принадлежности”, как это принято в перечне раздела XVI группы 85 “Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ)”. Под термином “комплектующие” будем понимать изделия электронной промышленности (покупные комплектующие изделия – ПКИ), на базе которых создаются функционально законченные модули, платы и т. д. При этом к ПКИ будем относить активные (микросхемы, микросборки) и пассивные (диоды, резисторы, трансформаторы и т. д.) элементы, а также печатные платы, дисплеи и другие аналогичные изделия. В настоящее время подавляющее большинство аппаратуры связи, выпускаемой российскими компаниями (примерно 20 % оборудования, устанавливаемого в год на сетях общего пользования РФ), разработано и производится на базе электронных компонентов западных компаний, таких как
Motorola, Mitel, Infineon (Siemens), Phillips и др. Очевидно, что в этой ситуации стоимость комплектующих будет складываться из: отпускной цены предприятия-производителя ПКИ, стоимости транспортировки, таможенной пошлины и акциза, величины налога на добавленную стоимость, суммы действующих налогов (с продаж, на прибыль и т. д.), дохода предприятия-поставщика комплектующих. Отметим, что эта стоимость будет подвергнута вторичному налогообложению в составе готовой аппаратуры связи. Обратим внимание на ошибочность представления, что составляющей в виде дохода предприятия-поставщика легко можно избежать, получая ПКИ непосредственно с предприятия
-изготовителя. Все крупные западные компании работают с клиентами через дилерскую (дистрибьюторскую) сеть. Иллюзия снижения стоимости появляется, когда предприятие заключает прямой контракт с изготовителем. В этом случае забывается, что доход поставщика (например, комиссионные дилеру или представительству компании, обеспечившим контракт) будет включен в отпускную цену предприятия-производителя ПКИ. К сожалению, на практике, не состоятельно и мнение, что стоимость ПКИ будет значительно ниже в случае оптовых закупок. Для западных компаний-производителей реальными являются заказы, содержащие свыше 20 тыс. штук изделий микроэлектроники одного наименования (на практике при заключении контрактов эта величина достигает 100 тыс. и больше) при условии плановых поставок и своевременных платежей. Проведенный автором экспресс-анализ показывает, что по самому оптимистичному расчету доля российских предприятий в общем объеме продаж ведущих западных производителей изделий микроэлектроники в настоящее время составляет порядка 0,5 – 1,0 %. Отсюда легко понять, насколько для западных компаний могут быть привлекательными прямые контракты на поставку ПКИ российским предприятиям.
 Таким образом, единственной составляющей цены ПКИ, на которую может влиять отечественный производитель путем лоббирования соответствующего законодательства, является величина таможенной пошлины, включая акциз, налог на добавленную стоимость и др. Учитывая, что последние устанавливаются Правительством для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от отраслей народного хозяйства, остановимся подробно на таможенных пошлинах на аппаратуру и оборудование связи. Насколько остро для страны стоит данная проблема, показывают Постановления, принимаемые Правительством РФ. Попытаемся проанализировать, какие условия создают они на практике для отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и операторов связи.
 Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 886 “О частичном изменении постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148”, ставки ввозной таможенной пошлины упорядочены путем выравнивания верхней и нижней границ. Это значит, что на товары, ставка таможенной пошлины на которые была 30 % установлена ставка 25 %, а на товары со ставкой таможенной пошлины “беспошлинно” – 5 %. Определенные изменения произошли и внутри указанных границ. Анализ изменений ставок ввозной таможенной пошлины на товары, проходящие по коду ТН ВЭД 85хх, в который входят изделия электронной промышленности, а также аппаратура связи и ее части показывает следующее.
 Ставка ввозной таможенной пошлины на цифровые монолитные интегральные микросхемы: кодек-фильтры (устанавливаются на каждую абонентскую линию), декодеры для телевизионной аппаратуры, сигнальные процессоры видео, звука, синхронизации, управления и т. д. увеличена с “беспошлинно” до 5 %. С 20 до 15 % снижены ставки на такие изделия как: пластины полупроводниковые, еще не разрезанные на кристаллы; микросхемы силовые интеллектуальные; провода обмоточные. С 25 до 15 % снижены ставки таможенных
пошлин на пассивные элементы. При этом снижение таможенной пошлины на импортные конденсаторы и резисторы (код ТН ВЭД 8532), вряд ли можно назвать действенной поддержкой российского производителя, так как аналоги данной продукции успешно производятся и нашими заводами (например, заводом “Ресурс” и др.). Точно такая же ситуация наблюдается и с изделиями кабельной продукции, на которые пошлина снижена с 25 до 20 %. Вряд ли продукция российских заводов, например, ЗАО “Москабельмет”, в этих условиях повысит свою конкурентоспособность. И, наконец, на ряд изделий пошлина снижена с 30 до 20 %. Казалось бы, надо радоваться, однако анализ показывает, что более половины из позиций данной группы определены как “прочие”. Тут мы подошли к основной проблеме, на которой автор хотел заострить внимание и которую вынес в подзаголовок статьи “о влиянии терминологии на ставку таможенных пошлин”. Если большое число изделий определено как “прочие”, т. е. фактически никак не определено, то невольно задаешься вопросом: “Соответствуют ли определения изделий, входящих в группу 85 ТН ВЭД, реальным достижениям научно-технического прогресса в начале третьего тысячелетия ?”
 К сожалению, ответ на него далеко не утешительный. Внимательный анализ номенклатуры и описаний изделий подгруппы 8542 ТН ВЭД приводит к выводу, что они сделаны преимущественно для микросхем, применяемых в вычислительной технике и не соответствуют сегодняшнему дню. Действительно: субпозиция 8542 13 схемы интегральные цифровые монолитные МОП-структуры включает в себя 48 подсубпозиций. Из них: две – пластины полупроводниковые и кристаллы; 25 - относятся к различным типам запоминающих устройств (ДОЗУ, ППЗУ, ПЗУ и т. д.), в том числе 9 подсубпозиций “прочие”; 12 подсубпозиций – микропроцессоры, микроконтроллеры и микрокомпьютеры, в том числе 4 – “прочие”; остальные – заказные и логические элементы, специализированные процессоры для телевизионной аппаратуры.
 Аналогичным образом обстоит дело и с микросхемами, изготовленными по биполярной и смешанной технологиям. Для гибридных микросхем (8542 40) выделены следующие посубпозиции: микрокомпьютеры и микропроцессоры для телевизионной аппаратуры (5 %); конверторы и усилители (15 %); фотоприемники и передатчики на определенных частотах и БИС синхронизации с кварцевой стабилизацией
без подстроек (5 %), а также две подсубпозиции “прочие” (15 %). Согласимся, что такая классификация возможно была актуальна и реально защищала отечественных производителей лет тридцать назад. Можно ли эффективно использовать приводимую в товарной позиции 8542 ТН ВЭД классификацию микросхем российским предприятиям, занимающимся разработкой и производством телекоммуникационной аппаратуры? Попытаемся ответить на него конкретным примером основных комплектующих, необходимых для создания цифровой АТС средней емкости.
 В число основных микросхем, которые понадобятся разработчику, входят:
  - устройства коммутации. В настоящее время они выполняются на базе цифровых монолитных микросхем - коммутационных матриц, которые включают в себя следующие основные блоки: последовательно-параллельного преобразования, память данных, счетчик кадров, регистр управления, сопряжение управления, выходной мультиплексор, память соединений, параллельно-последовательный преобразователь, конференцсвязь;
  - устройство формирования и приемопередачи цифровых потоков по соединительным линиям. Также, как правило, выполняется в виде цифровой монолитной микросхемы МОП-структуры и содержит следующие основные блоки: сопряжение передачи данных, буфер канала передачи данных, сопряжение управления, сопряжение порта управления, мультиплексор/демультиплексор кадров передачи и приема, буфер “национального” бита, сдвоенные буфера приема и передачи, буфер сигнальных каналов, генератор испытательного кода, блок синхронизации внутренней магистрали, эластичный буфер приема на два кадра с контролем проскальзывания, блок контроля качества связи и тревожной сигнализации, фазовый детектор, сигнал синхронизации в схему, сопряжение с цифровым трактом;
  - устройства сопряжения с абонентскими линиями. Выполняются в виде гибридных или монолитных микросхем (SLIC). Некоторые типы включают в себя микропроцессор и кодек с входными фильтрами (SLIM).
 Очевидно, что все вышеперечисленные микросхемы не определены в группе 85 ТН ВЭД и при оформлении таможенных деклараций должны быть отнесены к разряду “прочие” с максимальной ставкой таможенных пошлин, которая согласно последним распоряжениям ГТК составляет 15 – 20 %. Единственное исключение могут составить устройства управления на базе микропроцессоров (5 %), хотя существует возможность, что их могут отнести к микроконтроллерам (20 %).
 Ситуация усугубляется еще и тем, что порой практически невозможно понять отличие в продукции, описываемой разными кодами. Например, 8542 13 820 1 и 8542 13 990 1, 8542 14 750 1 и 8542 14 990 1. К сожалению таких случаев можно привести множество.
 Также нелогичным представляется отнесение специальных трансформаторов и катушек индуктивности для аппаратуры связи в одну товарную группу с силовыми трансформаторами. Это приводит к тому, что вся номенклатура изделий данной подгруппы подлежит обязательной сертификации. При этом невозможно получить ответ на вопрос: “Кто и на основании каких документов должен производить сертификацию трансформаторов для средств связи”.
 Также неопределенно обстоят дела и с классификацией частей, блоков аппаратуры связи, используемыми российскими предприятиями (код 8517). Приведем только один пример разъяснений к термину “Автоматические коммутаторы и телефонные станции”: “Они могут быть различных типов. Отличительной чертой системы коммутации является способность образовывать - в ответ на кодированные сигналы - автоматическое соединение между пользователями. Некоторые типы автоматических коммутаторов и телефонных станций состоят, по существу, из искателей, которые выбирают линию связи, соответствующую принятым от вызывающих аппаратов импульсам и устанавливают связь. Они работают автоматически или непосредственно от импульсов, исходящих от вызывающего аппарата, или через вспомогательное устройство, такое как директоры
…”. Данное определение основано на конструктивных особенностях английской декадно-шаговой АТС системы 32А, выпускавшейся более полувека назад и описание которой можно найти только в учебнике “Автоматическая коммутация и телефония” 1969 г. выпуска. Для специалистов очевидно, что оно не может быть применимо к современным цифровым мультисервисным АТС с программным управлением. Много вопросов вызывают и пояснения анализируемого документа к классификации телефонных аппаратов. Современное абонентское устройство представляет собой цифровой терминал, выполняющий функции обычного телефонного аппарата, системы передачи данных, устройства сопряжения с персональным компьютером, автосекретаря и т. д. При этом данный терминал представляет собой функционально законченное устройство, готовое к работе только в случае наличия как аппаратного, так и программного обеспечения, как правило, предназначенного для работы с конкретным типом системы сигнализации определенного типа АТС. Последнее обстоятельство крайне важно, так как в настоящее время отдельно закупаемое для производства собственного оборудования аппаратное обеспечение цифровых абонентских терминалов, которое без соответствующей заводской доработки не может быть использовано абонентом, классифицируется по внешним признакам как законченный телефонный аппарат (ставка таможенной пошлины 15 %), а не как его составляющие части (5 %).
 Такая таможенная политика ведет отечественную телекоммуникационную индустрию к все большей зависимости от зарубежных компаний, их ноу-хау, так как дешевле закупать готовые функционально законченные блоки за границей, включая программное обеспечение, и заниматься их отверточной сборкой в России, чем разрабатывать и производить аппаратуру на которую российское предприятие имеет полное ноу-хау. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести ситуацию с аппаратурой передачи на базе синхронной цифровой иерархии (СЦИ), которая является одной из наиболее передовых технологий. Согласно Пояснений к ТН ВЭД РФ данная аппаратура попадает под код 8517 50 900 9 “Аппаратура цифровых систем передачи информации с информационной скоростью не более 155 Мбит/с, прочие (а это не что иное как аппаратура передачи СЦИ)” со ставкой таможенной пошлины – 5 %. В то же время полупроводниковые приборы, лежащие в основе указанной аппаратуры (лазерные и фотодиоды) подпадают под код 8541 40 со ставкой пошлин 15 %. По мнению автора, вполне логичным представлялось бы не повышая ставку таможенной пошлины на аппаратуру СЦИ, учитывая реальную обстановку на сетях связи страны, привести к тому же уровню
ставки пошлин на элементную базу данной аппаратуры, что позволит российским предприятиям выпускать сопоставимую по цене аппаратуру. Хочется упредить упреки потенциальных оппонентов, что в описанной ситуации российские производители телекоммуникационного оборудования должны использовать в своих разработках элементную базу отечественного производства. Парадокс ситуации как раз и состоит в том, что современная элементная база, основанная на 0,15 - 0,07 микронных энергосберегающих технологиях, российскими предприятиями не производится и в ближайшие 10-15 лет производиться не будет. Например, один из лидеров российской микроэлектроники ЗАО “Корона Семикондактор” – совместное российско-гонконгское предприятие (Зеленоград) в настоящее время обладает базовой технологией КМОП 0,8 – 1,0 мкм. Такая ситуация сложилась в силу двух основных причин: необходимости огромных инвестиций для перевооружения технологической базы предприятий (затраты на ввод в строй нового завода по выпуску полупроводниковых приборов в настоящее время значительно превышают 1 млрд. долларов) и наличия достаточного числа высококвалифицированных специалистов в области микроэлектроники. Заметим, что заработная плата специалиста - разработчика микросхем в компаниях США и Канады, к примеру, составляет 5
0 – 100 тыс. USD в год в зависимости от квалификации. Аналогично не выдерживают критики объяснения, что классификация ТН ВЭД основана на официальных изданиях Всемирной Таможенной Организации (ВТО) и Комиссии Европейского Союза (КЕС)
, таких как Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС) и Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура Европейского сообщества (КН ЕЭС), и не может быть изменена или откорректирована российской стороной. Согласно указанным документам общим в классификационных кодах различных стран (Россия – десять цифр, а США – одиннадцать) являются первые шесть цифр – код товара по НГС. Те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС. Остальные цифры классификации предназначены для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов страны. Например, код 8542 13 обозначает группу схем интегральных цифровых монолитных структуры металл-оксид-полупроводник. Остальные четыре цифры должны относиться к конкретному функционально законченному устройству. Тогда казалось бы очевидным, определить эти устройства, исходя из реальных интересов российских предприятий и в соответствии с реальными научно-техническими достижениями в области микроэлектроники и связи. Однако, как отмечалось выше, по народной поговорке “дело обстоит с точностью до наоборот”. Зададимся вопросом: “Что можно и нужно сделать в сложившейся ситуации?”. По мнению автора, первоочередной задачей, которую следует решить, является необходимость новой классификации изделий товарной группы 85 ТН ВЭД в границах существующих ставок ввозных таможенных пошлин. Она должна отвечать как реальным интересам российских связистов, так и достижениям научно-технического прогресса. Для этого представляется целесообразным провести совещание с участием всех заинтересованных сторон (операторы связи, представители промышленных и научных предприятий, занимающихся вопросами разработки и производства телекоммуникационного оборудования, представители предприятий электронной промышленности) с целью выработки системно увязанной номенклатуры и описаний изделий электронной промышленности, частей и готовых видов аппаратуры, позволяющих обеспечить приоретет отечественной телекоммуникационной индустрии. Думается, что инициатором такого совещания могли бы выступить Министерство РФ по связи и информатизации и Министерство экономического развития и торговли РФ.
 Понимая всю сложность поднятой в статье проблемы, хочется все-таки надеяться, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон, удастся отстоять реальные интересы отечественной телекоммуникационной индустрии.
Вестник связи