Куда уходят бренды ?

Г.Келл
опубликовано в журнале НОВОСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ №9/18

Представление о том, что мировая электроника вступила в пору зрелости, подтверждается усилением процессов консолидации, особенно заметных последние несколько лет. Действительно, если в 50-60-е годы прошлого века, полупроводниковые компании появлялись, как «грибы после дождя», и по большей части создавались выходцами из двух-трех компаний, основоположников Кремниевой Долины, то полвека спустя число start-up’ов сходит на нет – создать в наши дни полупроводниковый бизнес (даже fabless) очень накладно. Зато выросло число сделок слияния-поглощения (M&A – Merges and Acquisitions), в результате которых число компаний уменьшается, а размеры их увеличиваются. По данным аналитической компании IC INSIGHTS 88% полупроводников, выпущенных в 2017 году пришлись на долю Top-50 компаний, а Top-10 компаний имеют долю в 57%. Это при том, что в мире насчитывается порядка тысячи компаний, действующих в сфере разработки и производства полупроводников.

Все сказанное в равной степени относится и к другим типам ЭК – «пассиву», «элмеху», пьезоэлектронике, и даже электровакуумным компонентам, появившимся задолго до полупроводников, но достигших расцвета именно в конце 20-го – начале 21-го веков. Самым «богатым» на M&A-сделки оказался 2000й год [1] - тогда в отраслях, производящих электронные компоненты, их было зарегистрировано – 43, в 2001 году уже - 31. В последующие годы число M&A-сделок стабильно находилось в диапазоне 15…25, а их суммарный годовой объем в среднем составлял порядка $12 млрд. Но в 2015 году произошел качественный скачок – объем сделок существенно вырос и составил в сумме $107,3 млрд, затем $99,6 млрд. в 2016 году (с учетом сделки OUALCOMM-NXP стоимостью $47 млрд., расторгнутую летом 2018 года) и $27,7 млрд. в 2017. При том, что число их составило 27, 18 и 16 соответственно.

Все эти выкладки приводятся исключительно для того, чтобы показать как интенсивно меняется ландшафт отрасли электронных компонентов – ведь, как правило, при завершении такой сделки бренд одного из участников исчезает с «карты электроники». Конечно, бывают и исключения: бренд поглощенной компании может быть и сохранен на длительный срок.

Безусловно, M&A-активность не единственный фактор влияющий на «ландшафт» электронной отрасли. Компания может просто не выдержать конкурентной борьбы и обанкротиться, что происходит не так уж редко. Третий существенный фактор - ребрендинг: компании меняют названия по тем или иным причинам, причем зачастую с весьма занятной этимологией. И наконец, четвертый вариант – выделение компанией бизнеса производства ЭК в новую (зависимую или независимую) компанию в рамках spin-off.

Ниже будет сделана попытка отобразить наиболее значимые изменения «ландшафта» отрасли электронных компонентов, произошедшие с начала века. Но начать стоит с события, произошедшего на самом исходе века 20-го.

Именно 19 августа 1999 года компания HEWLETT-PACKARD объявила об историческом событии – образовании независимой компании AGILENT TECHNOLOGIES, объединившей в себе все подразделения H-P, выпускавшие измерительную технику и электронные компоненты – т.е. был реализован 4й сценарий. Названием стало производное от слова “agile”, что означает “проворный и находчивый, гибкий и координированный”. Электронные компоненты (SPG – Silicon Products Group: оптоэлектроника и ВЧ-полупроводники) просуществовали под этим брендом до 2005 года, и тогда в августе было объявлено о продаже всего компонентного бизнеса за $2,66 млрд. частным инвестфондам. Новая компания получила имя AVAGO TECHNOLOGIES[2], AVAGOэтимология которого не разъяснялась, но в прессе отмечалось «рифмуемость» со словом «cargo». В 2007 году AVAGO поглотила компанию LSI, которая в свою очередь образовалась от слияния компаний LSI LOGIC и AGERE (последняя имела в своей истории череду предшествующих имен: AT&T (Bell Laboratories) и LUCENT TECHNOLOGIES.LUCENT И, наконец, в 2015 году AVAGO совершает крупнейшую в своей истории M&A-сделку, покупая за $37 млрд. компанию BROADCOM и тут же (!) принимая себе это имя. Таким образом, в результате всей этой истории мы имеем одного очень крупного (входит в Top-10 мирового рейтинга) производителя ЭК – компанию BROADCOM. А семь значимых брендов просто исчезли с карты мира электроники. То, что H-P продолжает выпускать компьютеры, а AGILENT производит аналитическое оборудование (производство измерительного оборудования выделилось в компанию KEYSIGHT в 2014 году) – к компонентной истории отношения не имеет.

Отечественные электронщики, начавшие свою карьеру еще в советское время с удивлением открывали для себя в конце 20-го века импортные комплектующие. Началось все с ремонтной номенклатуры, но постепенно, усилиями дистрибьюторов, стали доступны компоненты ведущих западных компаний, о которых десятилетиями ранее можно было только мечтать.

Одной из таких компаний стала легендарная BURR-BROWN, ставшая первым западным брендом в Line Card компании КОМПЭЛ в далеком 1995 году.BURR-BROWN Но упоминаем мы об этом лишь для того, чтобы отметить покупку данной компании в 2000 году компанией TEXAS INSTRUMENTS. Вообще на счету TEXAS INSTRUMENTS[3] поразительно много купленных знаковых брендов. Можно вспомнить, что в 1999 году был куплен один из законодателей направленияUNITRODE ШИМ-контроллеров для силовой электроники, компания UNITRODE. Но больше всего шума наделала покупка в 2011 году компании NATIONAL SEMICONDUCTOR, основоположника целого направления в аналоговой электронике – компоненты с префиксом “LM” всегда были одними из самых популярных во всем мире.NATSEMI Вообще на счету TEXAS INSTRUMENTS десятки брендов, известных и не очень, «стертых» с карты мира электроники. Вот только самые заметные за последние два десятка лет:

В январе 2001 года компания MAXIM за $2,5 млрд. приобрела компанию DALLAS SEMICONDUCTOR,DALLAS микроконтроллеры, память и часы реального времени которой в ту пору широко применялись отечественными электронщиками. Бренд исчез, но продукция с префиксом “DS” до сих пор присутствует в номенклатуре MAXIM’а. А в последующие годы MAXIM приобрел и «вывел» с рынка следующие бренды:

Еще одним заметным «уничтожителем» брендов является компания ON SEMICONDUCTOR, которая сама появилась на рынке лишь в 1999 году после spin-off из компании MOTOROLA[4] - тот же 4й сценарий.CHERRY И уже в 2000 году ею приобретается компания CHERRY SEMICONDUCTOR, затем следует AMI SEMICONDUCTOR (2007 г.), CATALIST SEMICONDUCTOR (2008 г.), CALIFORNIA MICRO DEVICES (2009 г.), SANYO SEMICONDUCTOR и SOUND DESIGN TECHNOLOGIES (2010 г.) и AXSEM (2015 г.). Но безусловно самым знаковым стало приобретение в 2015 году за $2,4 млрд. одного из родоначальников полупроводниковой отрасли, компании FAIRCHILD SEMICONDUCTOR, имевшей одну из самых захватывающих историй в отрасли[5].

Несомненным лидером на полупроводниковом M&A-поприще является компания INTEL – на ее долю за всю историю пришлось поглощение почти 50-ти компаний. Но, хотя общая сумма сделок и превышает $50 млрд., основную их часть составляют сделки объемом сильно ниже $1 млрд. и только в новом веке этот порог был преодолен.ALTERA В 2000 году за $1,25 млрд. была куплена компания GIGA, а в 2015 году $16,75 млрд. было заплачено за компанию ALTERA. Из более мелких поглощений осуществленных INTEL за последние 20 лет и приведших к исчезновению соответствующих брендов можно указать:

Завершая «полупроводниковую» тему можно кратко напомнить хронологию исчезновения следующих популярных брендов, зачастую с двойным эффектом. Обратите внимание на рост ставок к концу списка !

Будет несправедливым не упомянуть о брендах, исчезнувших (и благодаря кому) в не полупроводниковых отраслях индустрии электронных компонентов. И хотя объемы производимого пассива или элмеха на порядок меньше, чем полупроводников, а число действующих компаний меньше в разы, но процессы консолидации идут и там. Конечно, с меньшей интенсивностью – ведь компании формирующие этот рынок, возникли еще в предвоенную пору 20-го века. А случалось и раньше.

Вероятно, самым активным «уничтожителем» брендов в сфере пассивных компонентов следует считать компанию VISHAY INTERTECHNOLOGY[6].VISHAY Будучи основанной в 1962 году, компания под руководством Феликса Зандмана, проводила активную M&A-политику: в 1987 году покупается компания DRALORIC, в 1988 - DALE ELECTRONICS, в 1992 - SRAGUE, в 1993 - ROEDERSTEIN, в 1994 - VITRAMON. Компания не чуралась и полупроводниковых активов - в 1998 году приобрела SILICONIX и бизнес полупроводниковых дискретов у TELEFUNKEN. Уже в новом веке VISHAY включила в свой состав (без сохранения брендов) компании: CERA-MITE, SPECTROL (2000 год), TANSITOR, MALLORY, GENERAL SEMICONDUCTORS (2001 год), BC COMPONENTS (2002 год) и HIREL SYSTEMS (2012 год). Итого за 50 лет 14 компаний исчезли с карты мира электроники.

Компанией с почти «аналогичным» поведением, но на рынке электромеханических компонентов является TE CONNECTIVITY.TE CONN Появившаяся в 1999 году после покупки за $11,3 млрд. корпорацией TYCO известнейшего американского производителя соединителей AMP, компания по этой причине ведет свою историю с 1941 года (года основания AMP). В 2007 году TYCO выделила весь свой бизнес, связанный с электроникой, в компанию TYCO ELECTRONICS, а в 2011 году провела ребрендинг и стала называться TE CONNECTIVITY. За эти годы компания поглотила следующие бренды «элмех» направленности (соединители, переключатели и реле): ELCON PRODUCTS, SCHRACK RELAYS, OEG, POTTER & BRUMFIELD, SIEMENS ELECTROMECHANICAL COMPONENTS (1999 год), AXICOM (2000 год), CII TECHNOLOGIES (2001 год).

Должно привести и несколько примеров реализации второго сценария исчезновения бренда – через банкротство. Так в 2002 году исчезли компании CLEAR LOGIC и INTEGRATED TELECOM EXPRESS. В 2007 году объявила о банкротстве компания TRIPATH TECHNOLOGY. В 2009 году та же участь постигла компанию QIMONDA, созданную в 2006 году как spin-off DRAM-бизнеса компании INFINEON. В 2012 году обанкротилась компания TRIDENT MICROSYSTEMS. В реальности таких случаев гораздо больше, но происходят они зачастую со start-up’ами либо компаниями «третьего эшелона».

Третий сценарий – ребрендинг, реализуется довольно часто и с компаниями самых разных весовых категорий. Уже упоминался пример H-P -> AGILENT -> AVAGO -> BROADCOM, но здесь изменение названия сопровождало spin-off или M&A-активность. В том же ряду появление бренда LAPIS SEMI, после покупки компанией ROHM полупроводникового бизнеса OKI SEMICONDUCTOR и его spin-off. Или возникновение бренда QORVO после слияния компаний RF MICRO DEVICES и TRIQUINT в 2014 году. Более «чистые» примеры:

Примеры четвертого сценария, через spin-off уже приведены, поэтому особо на них останавливаться не будем.

В короткой статье невозможно отобразить все многообразие изменений ландшафта отрасли электронных компонентов даже за ограниченный период времени. Этот ландшафт меняется непрерывно и с непредсказуемыми результатами. Но основным трендом является укрупнение компаний и увеличений доли TOP’ов в общем объеме. Печально, но многие компании, с именами которых связаны целые этапы развития электроники исчезают с карты мира электроники и многие электронщики, применяя какой-нибудь компонент от известного бренда, и не подозревают, что своим происхождением он обязан совсем другой компании. Но может это и не столь важно – главное, что электронное устройство работает !

   ИСТОЧНИКИ:

1. Слияния и поглощения в мире электроники => www.ecworld.ru/news/ma.htm

2. AVAGO TECHNOLOGIES: портрет компании => www.ecworld.ru/media/ports/Avago.htm

3. TEXAS INSTRUMENTS: портрет компании => www.ecworld.ru/media/ports/TI.htm

4. MOTOROLA: портрет компании => www.ecworld.ru/media/ports/Motorola.htm

5. FAIRCHILD: портрет компании => www.ecworld.ru/media/ports/Fchild.htm

6. VISHAY INTERTECHNOLOGY: портрет компании => www.ecworld.ru/media/ports/Vishay.htm