См.также интервью: 2016 года | 2011 года | 2005 года
В честь юбилея компании «Радиант» редакция взяла интервью у президента ГК «Радиант» Андрея Кузнецова. Он рассказал об истории компании и направлениях ее деятельности, а также о своем взгляде на состояние рынка электронных компонентов.
— В этом году у компании юбилей, исполняется 25 лет. Об истории ее создания нам немного известно из ваших предыдущих интервью, а что означает название «Радиант»? Какой смысл вы вкладывали в него 25 лет назад?
Да, 25 лет назад были совершенно иные условия. Было много сил, желаний и, наверное, идеализма. Мы, конечно, хотели дать такое название, которое бы отражало цели компании и определяло бы дальнейшие пути развития. Как корабль назовешь, так он и поплывет.
Радиант (от лат. radiantis — «излучающий») — воображаемая точка небесной сферы, кажущаяся источником метеорных тел, движущихся вокруг Солнца по общей орбите. Мы хотели, чтобы компания стала той точкой, из которой потоками расходились бы различные направления бизнеса.
— Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней структуре «Радианта», основных подразделениях и направлениях.
В настоящий момент группа включает несколько предприятий, выполняющих определенные внутренние функции и объединенных общими целями.
Основные направления нашей деятельности — дистрибьюция электронных компонентов, оборудования и материалов, разработка импортозамещающих и перспективных изделий, проведение сертификационных и дополнительных испытаний элементной базы, а также сборочное производство компонентов, блоков и узлов электронной техники.
Мы имеем большое складское хозяйство, тестовую лабораторию, производственный участок и коллектив опытных менеджеров, испытателей, бухгалтеров, инженеров, экспедиторов, кладовщиков.
— На очередном этапе развития компании вы начали заниматься разработками элементной базы, проводить собственные ОКР и сотрудничать с российскими предприятиями по созданию и производству импортозамещающих и перспективных изделий ЭКБ. Пожалуйста, несколько слов о данном направлении.
Имея опыт и знания о поставке продукции зарубежных производителей, мы проводим анализ наиболее распространенных и востребованных компонентов для разработчиков радиоэлектронной аппаратуры. Многолетнее сотрудничество с отечественными изготовителями этой продукции позволяет оценить их возможности и технологические ограничения в производстве новых изделий. Сопоставив полученную информацию с результатами проведенного анализа, определяем возможные варианты реализации собственных разработок.
Одновременно нами ведется пять-шесть ОКР по различным направлениям. Все работы выполняются на коммерческой основе за счет собственных средств, без привлечения бюджетного финансирования. В итоге прибыль или убыток — это наши собственные риски. Приступая к очередному проекту, заранее ориентируемся на серийное производство на конкретном отечественном предприятии, с которым у нас заключается договор.
— В рамках компании создана специальная лаборатория, где проводятся испытания всех поставляемых электрорадиоизделий. Насколько важен был такой шаг и насколько он актуален сейчас?
К созданию испытательной лаборатории нас подтолкнули повысившиеся требования покупателей электронных компонентов, предназначенных для продукции ответственного применения. Многим клиентам необходима поставка компонентов с результатами дополнительных испытаний по утвержденной модели внешних воздействующих факторов. И мы проводим данные тестирования на сертифицированном оборудовании. Кроме этого, возможности лаборатории задействованы при выполнении входного контроля поставляемых нами компонентов, приемо-сдаточных испытаний изделий сборочного производства, а также испытаний в рамках ОКР. Конечно, сейчас лаборатория не может осуществлять все виды тестирования, но у нас есть планы по расширению ее функционала как по номенклатуре, так и по видам испытываемых изделий.
Я считаю, что наличие собственной сертифицированной лаборатории добавляет нам конкурентные преимущества.
— Насколько необходимо собственное производство дистрибьютору электронных компонентов?
Нашу работу клиенты оценивают не только с точки зрения цены, качества компонентов, но часто и по срокам поставки продукции. Имея у себя аттестованное производство и достаточные складские запасы комплектующих для сборки, мы можем в несколько раз сократить сроки поставки по сравнению с размещением заказа у стороннего изготовителя. Это особенно важно при поставках для опытных партий и закрытии горящих потребностей клиентов. Сейчас линейка наших моделей невелика. Мы постоянно рассматриваем возможности расширения номенклатуры участка по выпуску изделий, ведем переговоры с производителями о локализации сборки их продукции.
В целом это повышает уровень дистрибьюторских возможностей и способствует наиболее полному удовлетворению потребностей наших заказчиков.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке электроники и электронных компонентов в целом и какова стратегия компании в контексте развития электронной промышленности?
Ситуацию на рынке электроники и электронных компонентов в последнее время можно охарактеризовать как стагнацию на фоне общего экономического спада в промышленном производстве. Эти процессы, выражающиеся в спаде заказов, безусловно затронули и нас. При сокращении поступлений денежных средств необходимо регулировать и расходы, невозможно потратить больше денег, чем у тебя есть в кошельке. В такие моменты на первый план выходит повышение эффективности работы предприятия, уменьшение издержек и производственных затрат, вплоть до сокращения персонала. Другая составляющая повышения эффективности — автоматизация бизнес-процессов, переход на современное программное обеспечение, внедрение методов CRM.
Этим мы и занимаемся как минимум последние два года.
— Какие изменения в отрасли оказали влияние на работу вашей компании?
Политические процессы, а именно введение и постоянное расширение санкций в отношении российских предприятий, сильно изменили и осложнили условия работы дистрибьюторов на рынке электронных компонентов.
Введение в действие таможенного регламента ЕК по сертификации низковольтного оборудования при отсутствии четкого определения понятия «комплектующие изделия» позволяет таможенным органам трактовать эти положения самым вольным образом. Надеюсь, что коллективные обращения АСПЭК, членом которой мы недавно стали, в различные государственные и таможенные органы изменят эту ситуацию.
Безусловно, одним из главных трендов последних лет в нашей отрасли является тема импортозамещения. Хотя само название, по-моему, неверно отражает цели и задачи данного процесса. Замещение подразумевает простое копирование, что, по сути, обречено на вечное отставание. Мне кажется, более верным был бы термин «импортонезависимость», подразумевающий воспроизведение функциональных аналогов с акцентом только на собственные силы и технологические возможности.
— Одним из залогов успешности, пожалуй, любого бизнеса является его гибкость и тонкое чувство конъюнктуры. Как ваша компания реагирует на изменения рынка?
Постоянное изменение внешних условий вызывает необходимость приведения в соответствие им и внутренних положений работы компании. А поскольку такие изменения происходят постоянно, то и мы постоянно меняемся вместе с ними.
— Какие заказы для вас приоритетны, какие более интересны — государственные или коммерческие?
Для нас важны и приоритетны любые заказчики, но так как мы коммерческая организация, то наибольший интерес представляют клиенты, способные оплатить поставляемую нами продукцию, профинансировать перспективные разработки.
— И в заключение, пожалуйста, поделитесь вашими планами о перспективных направлениях развития компании.
Безусловно, 25 лет — это почтенный возраст для отечественной компании, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Мы намерены расширять номенклатуру поставляемых компонентов, развивать новые направления бизнеса и области применения поставляемых компонентов.
Как я уже говорил, «Радиант» — исходная точка, начало пути, а все будущее, которое мы скоро увидим, — впереди.
опубликовано в журнале КОМПОНЕНТЫ и ТЕХНОЛОГИИ 5/17