В конце декабря на пленарном заседании X Форума субъектов малого и среднего предпринимательства губернатор города Георгий Полтавченко вручил дипломы и памятные награды победителям городского конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга – 2012». Среди победителей – Алексей Куневич: президент группы компаний «Северо-Западная Лаборатория».
- Алексей Витальевич, Ваша компания победила в номинации «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга в сфере торговли: оптовая торговля, розничная торговля». Что вы продаете?
Группа компаний «Северо-Западная Лаборатория» является крупнейшим в России и странах СНГ производителем ферритовых трансформаторов, изготовленных как по дизайну заказчика, так и по собственному, а также поставщиком магнитных материалов.
- Расскажите немного о своей компании: когда она была образована, и как Вы пришли к мысли начать именно этот бизнес?
В свое время я окончил Политехнический институт, потом – аспирантуру и защитил диссертацию в Физико-техническом институте по такой интересной теме, как ядерно-магнитный резонанс. Но, к сожалению, в советское время данный вопрос не нашел технического применения, и я был вынужден выбрать другую тему для научных разработок. Этот момент совпал с началом моей работы в отраслевом НИИ «Домен» – уникальном месте, специализирующемся на разработке и изготовлении магнитных материалов, а также изделий из них.
Работать в данной области было не только интересно, но и почетно. Потому что от свойств ферритовых материалов, которые, в частности, применялись в производстве телевизоров, напрямую зависело качество их работы.
В НИИ «Домен» я проработал 25 лет и начало перестройки встретил начальником лаборатории силовых ферритов для телевизоров и источников питания. Это было счастливое советское время, когда «за счет государства можно было удовлетворять собственное любопытство в науке и технике».
К сожалению, в новых экономических условиях предприятие столкнулось с многочисленными проблемами и вскоре утратило лидирующее положение в области ферритов – за исключением СВЧ-материалов и приборов. И я, как и многие другие сотрудники института, оказался «в свободном плавании».
Полгода думал над тем, что делать дальше, и пришел к выводу, что необходимо заняться тем, что я лучше всего знаю и где я смогу применить свой научно-производственный потенциал. Так в мае 1993 года появилось юридическое лицо – ЗАО «Северо-Западная Лаборатория», в котором я являлся и генеральным директором, и главным бухгалтером, и сотрудником. Понадобились еще 2 долгих года самоотверженного труда, чтобы набрать первых 3 сотрудников, занимающихся изготовлением и продажей ферритовых трансформаторов.
Поначалу, конечно, было сложно, но нам повезло в главном: этот период совпал со временем цифровой революции в России, когда оказался востребованным новый тип трансформаторов. Под руководством талантливых сотрудников Ленинградского научно-исследовательского института связи Г. Г. Морозова и Л. В. Захарова, а кроме того – благодаря применению высококачественных импортных комплектующих удалось создать несколько типов ферритовых трансформаторов, которые стали широко применяться сначала в новых разработках, а затем – и в серийном выпуске телекоммуникационных устройств.
Ферритовый трансформатор – необходимый элемент любой радиотехнической схемы. Наиболее типичный пример применения трансформатора – адаптер сотового телефона.
К 2000 году наша продукция занимала 90% рынка трансформаторов. Этот период условно можно назвать расцветом нашей компании, в которой, на тот момент, работали уже около 100 человек.
При этом мы изготавливали трансформаторы не только для телекоммуникационных компаний, но и для всех областей промышленности, включая предприятия оборонного сектора.
- Алексей Витальевич, а что означает название компании – «Северо-Западная Лаборатория»?
Честно говоря, никого особого смысла в названии нет. Лет двадцать назад считалось, что чем страннее и загадочнее называется компания – тем лучше она запоминается. И это действительно так! Нас никогда ни с кем не путали.
- И что же было дальше?
В 2004 году мы создали собственную торговую компанию «Лэпкос». Именно тогда мы достигли максимальной цифры в производстве трансформаторов – 1,5 млн в год. И стало понятно: такие объемы требуют создания собственного торгового предприятия, которое обеспечивало бы производство комплектующими и снабжало ферритами тех производителей, которые в них нуждаются (к примеру, изготовителей радиоэлектронных устройств).
Сегодня в группу компаний «Северо-Западная Лаборатория» входят 3 предприятия: ООО «НТЦ Северо-Западная Лаборатория», ООО «Лэпкос и ООО «НПО Северо-Западная Лаборатория».
- Алексей Витальевич, «Северо-Западная Лаборатория» является дистрибьютером крупнейшей мировой компании по изготовлению ферритовых трансформаторов «Эпкос» (Германия). Как предприятию малого бизнеса удалось привлечь внимание «большого»?
На мой взгляд, в бизнесе всегда есть место Его Величеству Случаю. Счастливый случай подстерегает любого предпринимателя. Помог он и нам.
В 2004 году мне позвонили из московского филиала фирмы «Эпкос» и попросили приехать в Москву на переговоры. А предварительно, по возможности, подготовить ответ на вопрос: что должна сделать компания «Эпкос», мировой производитель лучших ферритов, для того чтобы «Северо-Западная Лаборатория» стала дистрибьютером их продукции?
Вопрос меня озадачил, но когда я приехал в Москву, все прояснилось. Оказалось, что в ежегодном отчете М. Ю. Ильина – директора московского филиала, который он представлял президенту компании – все показатели продаж были на высоком уровне,. Все, кроме одного: продажи ферритов.
И когда президент компании, г-н Пегам, поинтересовался, в чем дело, ему ответили, что на этом рынке есть серьезная компания – «Лэпкос», которая никого туда не пускает. И президент компании принял мудрое решение: предложить «Северо-Западной Лаборатории» заняться дистрибьюцией их ферритов и, что интересно, – на любых условиях.
На следующем этапе переговоров меня пригласили на заседание Совета директоров уже в Мюнхен. Там меня спросили, на каких условиях мы готовы сотрудничать. Я ответил, что готов продавать их ферриты по ценам китайских производителей, что было жестоко по отношению к великой европейской фирме. Члены Совета директоров подумали и согласились, хотя для них это были не самые выгодные условия.
В результате при поддержке такой крупной компании, как «Эпкос», мы в течение нескольких лет стали лидерами продаж на рынке ферритов.
И теперь я с гордостью могу констатировать, что немецкая компания мирового уровня внесла свой вклад в формирование предпринимательского климата в Санкт-Петербурге.
- Что можно сказать о сегодняшнем дне компании?
С 2004 года компания является лидером в области поставок современных магнитных материалов. Полученный в 2005 году статус авторизованного дистрибьютера «MagneticsInc» (США) по России, СНГ и странам Балтии позволил дополнить линию поставок высококачественными порошковыми материалами с высокой индукцией насыщения.
В 2005 году компания получила статус официального дистрибьютера и Генерального представителя по ферритам в России фирмы «Эпкос» (Германия), а в 2011-м – «TDK» (Япония).
- Алексей Витальевич, а что Вы можете сказать о конкуренции в своем бизнесе?
Объясняется это просто: большинство из нас пришло в бизнес из научно-исследовательских институтов, многие прекрасно знакомы друг с другом.
Мы часто встречаемся на конференциях, выставках, на общественных советах… И конфликтные ситуации просто не возникают. Нам всем удается договариваться друг с другом. И я считаю, что, рано или поздно, это приведет к тому, что мы объединимся и будем работать в одной крупной компании.
- В наши дни многие молодые люди задумываются об открытии собственного бизнеса. Чтобы Вы посоветовали им: идти или не идти в предприниматели
Сегодня, с высоты пройденного пути, я могу сказать, что начинать собственный бизнес тяжело, но невероятно интересно.
Предпринимательство – это самоотречение. Для того чтобы достигнуть высоких результатов, необходимо полностью посвятить себя данному делу. И вот это нужно понимать. Как и то, что добиться результатов за один год не удастся. Иногда на это уходят 3 года, а иногда – и 10 лет. Только представьте себе: 10 лет каторжного труда, для того чтобы доказать миру, что ты – предприниматель и можешь сделать что-то такое, что не могли сделать до тебя (или сделать что-то еще лучше или профессиональнее).
В то же время, сейчас стать предпринимателем намного легче, чем 20 лет назад. Появилось много инструментов поддержки молодых и начинающих предпринимателей, а в мое время этого не было.
Я, например, с большим интересом слежу за развитием бизнес-инкубатора «Ингрия», резидентами которого могут стать начинающие предприниматели.
А в качестве рекомендации посоветовал бы студентам пройти практику на каком-нибудь малом предприятии. Это позволит понять, что такое предпринимательство и поможет сделать в дальнейшем правильный выбор.
- Алексей Витальевич, как вы видите перспективы дальнейшего развития своего бизнеса?
Я считаю, что нам, как и многим предприятиям малого бизнеса, не хватает «точки опоры»: помещений, производственных площадей… И если бы у нас было собственное здание, мы усилили бы свои позиции на рынке.
Один из вариантов решения проблемы – стать резидентом Особой Экономической зоны, которая сейчас строится в Санкт-Петербурге.
Привлекательность ОЭЗ очевидна: устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет в зависимости от зоны, предусмотрены преференции по НДС.
Но попасть в ОЭЗ непросто. Как известно, резидентам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети(тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации и т. д.) для строительства здания. Но стоимость такого здания очень высока. Не знаю, потянем ли мы такие расходы без помощи администрации или фондов.
Естественно, собственных средств у нас не хватит; значит, нужно будет брать кредит. А кредит – это новые проблемы… Есть, правда, Фонд кредитования малого бизнеса в Доме предпринимателя.
Одним словом, я для себя пока не решил: идти или не идти в ОЭЗ? Но привлекательность данного проекта велика.
Еще один вариант решения нашей проблемы – строительство бизнес-инкубатора или технопарка. Если бы что-то подобное появилось в Московском районе, я бы с удовольствием принял участие в данном проекте.
Интервью подготовила Лейла Церетели: опубликовано на сайте Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе С.-Петербурга