"Чем только не занимаются люди!"
И.Ильф, Е.Петров "Золотой теленок"
Для тех, кто в детстве, отрочестве и юности (а многие и в зрелом возрасте) читали и перечитывали "Золотого теленка", наверняка памятно характерное для советской сатиры противопоставление "большого мира с большими людьми" и "мира маленького с маленькими вещами и маленькими людьми". Большинство читателей этой статьи сдавали экзамены по политэкономии социализма и помнят еще, что такое группа "А", а что такое "Б". Большой мир крепко-накрепко был связан с тракторными заводами и грандиозными зерновыми фабриками. Маленькому отводилась "муравьиная" роль изобретения кричащего пузыря "уйди-уйди", брюк фасона "полпред", да составления всяческих ребусов и шарад.
Восемьдесят лет, пролетевшие со времен становления советской власти через всяческие трудности и испытания и закончившиеся ее бесславным крушением, внесли непредвиденные теоретиками и практиками коммунизма коррективы. Именно маленький (в смысле микроэлектронный) мир, а также буржуазная "лженаука" кибернетика стали основой экономического процветания стран победившего капитализма на пороге XXI века. Одним из самых богатых людей планеты стал создатель "мелкомягких" программных средств, именуемых в России "форточками". Одной из самых крупных и динамично развивающихся компаний остается INTEL, выпускающая миллионными тиражами устройства размером со спичечную коробку с непонятным для 99,9% населения содержимым. И если с наукой в СССР после долгих споров разобрались, признав "перегибы", то никакие мероприятия советского руководства, одержимого идеей военного превосходства над потенциальным противником, не позволили достичь хотя бы паритета в области микроэлектроники с этим самым противником, будь то на западе или на востоке. "Сухой остаток" после фильтрации советской электроники через сито реформ еле виден невооруженным глазом и, как говорят, не радует.
В результате мы имеем ситуацию, когда все большее число российских электронщиков осознает простую истину, - если хочешь сделать что-то путное, используй импортную элементную базу. Расхожим стало мнение, что пока мы строили коммунизм, "они" создали микросхемы, транзисторы, конденсаторы, разъемы и т.п., функционально перекрывающие любые возможные потребности. И действительно, многообразие импортных электронных компонентов, предлагаемых в настоящее время на российском рынке, настолько велико, что после долгих лет "диетического" МЭП'овского питания возможны негативные последствия типа "изжоги". В самом деле, довольно трудно сделать выбор из десятков и сотен ОУ, АЦП или микроконтроллеров, предлагаемых официальными и неофициальными дистрибьюторами, дилерами и реселлерами. Кстати, именно последний термин означающий "перепродавца", наиболее соответствует российским реалиям, когда большинство фирм, занимающихся поставками импортной элементной базы, приобретают ее не у фирм-производителей из-за незначительности (по западным меркам) объемов, а со складов франчайзеров и реселлеров Европы, Америки и Азии. К счастью, именно эти участники мирового рынка электронных компонентов нашли средство от чрезмерного изобилия, чреватого "перееданием", и помогающее в конкурентной борьбе. Имя этому средству - VAR (Value Added Reselling - Перепродажа с Добавлением Качества).
Для западных компаний, торгующих электронными компонентами, VAR является мощным средством развития бизнеса и наиболее эффективным орудием конкурентной борьбы. Целью технологии VAR является привлечение клиентов набором дополнительных услуг и возможностей, облегчающих выбор, заказ и доставку электронных компонентов. К числу типовых элементов VAR относятся:
- Информационная поддержка, включающая в себя выпуск каталогов, обзоров по новинкам элементной базы, предоставление информационных материалов фирм-изготовителей
- Доставка точно в срок (JIT - Just-In-Time) позволяющая минимизировать затраты заказчиков на содержание собственного склада
- Использование электронных форм заказа, в том числе в режиме on-line
- Дифференцированная система скидок и гибкая дисконтная политика
- Гарантированная точность выполнения заказа
- Современная технология обработки и исполнения заказов, подтвержденная сертификатом ISO9002
- Использование штрих-кодов для маркировки компонентов
- Использование упаковочных материалов с гарантированными характеристиками качествами, обеспечивающими безопасную транспортировку
- Эффективная система поиска компонентов на "мировом виртуальном складе"
- Возможность поставки компонентов для поверхностного монтажа в ленточной упаковке на бобинах
- Разветвленная сеть региональных торговых представительств
- Предоставление дополнительных услуг типа изготовления кабельных жгутов по спецификации заказчика, изготовления макетных печатных плат и т.п.
Практика организации торговли электронными компонентами в современной России показывает, что многие московские, питерские, да и, частично, региональные фирмы уже идут по пути освоения VAR-технологии.
Достаточно только взглянуть на каталоги ПЛАТАНА, СИММЕТРОНА, ПРОМЭЛЕКТРОНИКИ или КОРВЕТ КОМПОНЕНТС, чтобы убедиться в значительном прогрессе как полиграфии, так и содержательной части, что делает их гораздо более привлекательными и полезными для клиентов. Явственно прослеживается сближение с каталогами таких "складских" фирм, как JAMECO, RS COMPONENTS, FARNELL. Русскоязычные обзоры по новинкам элементной базы выпускаются пока только питерским партнером AVNET-SETRON фирмой ПЭК, российским представительством SPEZIAL ELECTRONIC, российским представительством MOTOROLA (которое, кстати, выпустило и первый в России русифицированный двойной CD-ROM по продукции фирмы).
На сегодняшний день уже более 20-ти российских фирм, торгующих электронными компонентами, имеют собственные WEB-сайты, где наряду с прайс-листами размещается, как правило, техническая информация по поставляемым изделиям. Более того, на сервере CHIPINFO создан и функционирует виртуальный склад, число участников которого перевалило за 10, и где можно найти нужный Вам компонент, узнать его цену и сделать заказ у приглянувшегося реселлера.
Вопрос доставки заказов также начинает сдвигаться в сторону мировых стандартов. Ведущие мировые компании, оказывающие услуги экспресс-почты (EMS, DHL, FEDEX) уже имеют в России разветвленную сеть, и только относительно высокие цены удерживают многих от ее активного использования для доставки заказов с электронными компонентами.
Многие российские реселлеры электронных компонентов активно развивают такой VAR-компонент как создание региональных торговых представительств и магазинов, либо формирование партнерской сети. Ситуация с задержкой в год-два повторяет массированное проникновение московских компьютерных фирм в российские регионы. Чаще всего в рекламных материалах московских реселлеров упоминаются С.-Петербург, Ярославль, Воронеж, Ростов-на-Дону, Саратов, Н.Новгород, Новосибирск. Интересно, что не менее активно этот процесс идет и республиках СНГ (столь же часто упоминаются Киев и Минск и встречаются даже Ереван и Рига).
Конечно, многие элементы VAR-технологии (типа штрих-кодов, сертификата ISO9002, качественной упаковки) пока недоступны российским ресселерам. Но это дело наживное. Зато у них есть возможность (которой некоторые уже пользуются) привлечь клиентов предоставлением информации и услуг, помогающих в разработке, проектировании и изготовлении их приборов или систем.
Не секрет, что российские электронщики не избалованны пока изобилием технологических услуг и очень часто вынуждены заниматься "непрофильными" работами типа покраски корпуса, выпиливания теплоотвода или рисования макетной печатной платы. В то же время, опыт показывает, что на обломках многочисленных НИИ и КБ радиоэлектронного профиля сохранились небольшие группы специалистов, владеющие некими технологиями (и очень часто "высокими", оставшимися в наследство от ВПК) и необходимым инструментарием (зачастую западного производства). Они способны качественно выполнять многие технологические операции - механическая обработка, гальваника, нанесение покрытий, лазерная сварка, гравировка и т.п. К сожалению, имея ограниченный бюджет, они не способны активно предлагать свои услуги на выставках, семинарах и специализированных журналах, и поэтому работают обычно с узким кругом заказчиков, не получая необходимых средств для развития. Круг замыкается.
Было бы здорово, если бы российские поставщики электронных компонентов в своих регионах собирали информацию о таких группах и активно предлагали ее своим клиентам.