Памяти МЭП'а посвящается
Фраза "российская электроника в кризисе" стала рефреном большинства публикаций последних лет, посвященных проблемам отечественной электроники. Прочувственные слова о спаде производства, росте цен на энергоносители, оттоке кадров и т.п. принадлежат, как правило, директорам предприятий, производящих электронные компоненты, и госчиновникам, курирующим их закупки для ВПК. Конечно, с их точки зрения, ситуация просто катастрофична - сокращение госзаказа, неплатежи, технологическое отставание, растущая конкуренция со стороны западных и юго-восточных производителей...
Слезы не катятся только у той части российских электронщиков, которые долгие годы были вынуждены использовать "разрешенные к применению компоненты", "выбивать фонды", или разыскивать описание какой-либо микросхемы производства п/я N-xxxx. Эта составляющая российской электроники, являясь потребителем электронных компонентов, формирует ее облик, разрабатывая и выпуская все многообразие радиоэлектронной техники, находящей спрос у конечного потребителя, будь то телевизоры, офисные АТС или модули управления ракеты "земля-воздух". Все более заметную роль играют здесь новые российские фирмы, возникшие на обломках многочисленных НИИ и КБ, распавшихся НПО, акционированных заводов. Именно они, поднявшиеся в ходе естественного рыночного отбора, будут определять лицо российской электроники XXI века. Именно они окажут решающее воздействие на российскую промышленность электронных компонентов.
Парадоксальность текущего этапа развития российской электроники заключается в том, что ее движущей силой стала западная элементная база. Объективности ради следует признать, что так было и раньше. Только тогда западные микросхемы, транзисторы и т.п. приходили к нам в виде отечественных аналогов с задержкой в несколько лет и подчас в "улучшенном" варианте. Сейчас ситуация количественно и качественно изменилась.
Вхождение России в мировую экономическую систему предоставляет российским электронщикам уникальную возможность применения в своих разработках самой современной элементной базы ведущих американских, европейских и азиатских производителей. На конец 1996 года в России активно продвигали электронные компоненты представительства или партнеры следующих фирм: ACTEL, ALTERA, AMP, ANALOG DEVICES, ATMEL, BOURNS, BURR-BROWN, CML, DALLAS SEMICONDUCTOR, EPSON, HARTING ELECTRONIK, HEWLETT-PACKARD, IDT, INTEL, INTERNATIONAL RECTIFIER, LATTICE, MAXIM, MICROHIP TECHNOLOGY, MITEL, MOLEX, MOTOROLA, PHILIPS SEMICONDUCTORS, POWER INTEGRATION, SIEMENS, TEMIC, TEXAS INSTRUMENTS, XILINX, ZILOG.
Такое резкое расширение потенциала элементной базы ставит перед российскими электронщиками ряд проблем.
Первая проблема всецело связана с практически неограниченным многообразием мирового рынка электронных компонентов. Создается впечатление, что все уже разработано и выпускается одной или рядом фирм. Электронщику, воспитанному на социалистической интеграции, трудно сразу осознать, что число различных микросхем АЦП исчисляется сотнями, что число микроконтроллерных семейств подходит к ста, а число типов транзисторов вообще не поддается исчислению. И вот на смену восхищению приходит панический страх захлебнуться в этом море и ностальгические воспоминания - три серии АЦП - 572/1108/1113 (АЛЬФА), "родные" микроконтроллеры 1816/1830 (КВАЗАР, ИНТЕГРАЛ, ЭЛЕКТРОНИКА, РОДОН) и любимые транзисторы КТ315. Помочь здесь может только чувство голода и приходящая вместе с ним осознанная необходимость создания прибора/системы/комплекса, который будет продаваться и может быть даже экспортироваться. А покупать российский потребитель, уже привыкший к западно-восточной бытовой технике, PC и пейджерам, будет только вещи того же уровня с очевидным интересом - что там inside?
Естественным решением первой проблемы, при наличии запаса времени, является самостоятельное изучение справочных материалов, и на этом пути вас ожидает много приятных открытий. При всех различиях в маркетинговых стратегиях указанных выше фирм, объединяет их одно - эффективная информационная поддержка. Только с помощью этого, доселе неизвестного российскому инженеру понятия, стало возможным всего за несколько лет привить нашим электронщикам вкус к самой современной элементной базе. Вообще первое знакомство со справочной литературой любой западной электронной фирмы вызывает восторг. Стандартный информационный комплект включает в себя: краткий каталог всей продукции (Short Form), справочники по направлениям (Data Books), руководства по применению (Application Manuals), справочные листки (Data Sheets), периодические издания по новым изделиям (Technical Journals) и масса иных полезных и занятных буклетов и проспектов (Selection Guids, Reference Manuals). Крупные фирмы проводят регулярные презентации и семинары по своим новым изделиям, с десяток таких семинаров проходит ежегодно и в России. Нельзя не упомянуть предлагаемые большинством фирм оценочные наборы (Evaluation Kits), позволяющие в кратчайшие сроки освоить новую микросхему. В последние годы многие фирмы выпускают CD ROM версии своих каталогов, содержащие, как правило, простейшие отладочные средства, SPICE-модели, программы расчетов. И, наконец, самое экзотичное, но быстро "набирающее обороты", - WEB страницы в INTERNET, где все перечисленное выше можно оперативно просмотреть на экране персонального компьютера. Нет надобности говорить, что полнота описания любого изделия разительно отличается от привычных нам справочных данных (в формате ТУ, не говоря уже о паспортах-этикетках).
Надежды на появление российских справочников такого класса все эти годы подогревались колоссальным прогрессом в издании компьютерной литературы: справочников и журналов, учитывающих самые разные запросы и выполненных на отличном полиграфическом уровне. Выпускаются десятки журналов, ежемесячно выходит несколько новых книг по программным и аппаратным средствам - все это не может ни вызывать горькой зависти российских электронщиков, всматривающихся, с паяльником в руке, в экран осциллографа, к своим коллегам, с мышкой в руке взирающих на экран монитора.
Но есть все основания считать, что процесс пошел - первые ростки новой российской литературы по электронике уже пробились и набирают силу. Сюда с полным правом можно отнести серию "Справочники по ИС" фирмы ДОДЭКА, а также журналы ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ и CHIP NEWS.
Не менее эффективным решением - первой проблемы может стать обращение к фирме, уже специализирующейся на применении электронных компонентов одной из западных компаний и, как правило, имеющих помимо опыта их применения, необходимые средства разработки и откладки. Довольно часто в качестве такой фирмы может выступать и официальный дистрибьютор, имеющий собственную производственную программу, либо независимая фирма, предлагающая, как правило, отладочные средства и оценочные наборы собственного производства.
Суть второй проблемы заключается в пока непривычной для российских электронщиков зависимости цены электронных компонентов от объема заказываемой партии и срока поставки. Во времена социалистического планирования было две цены - оптовая и розничная и единая форма годовой заявки с поквартальной разбивкой. Эго уже стало историей, но мало кто из соприкоснувшихся с ней могут без содрогания вспомнить командировку на завод- изготовитель, уламывание сотрудников отдела сбыта, и все только для того, чтобы получить какую-либо микросхему на два месяца раньше или по прямым связям. Капиталистическая экономика создала другую систему снабжения электронными компонентами, которую волей-неволей прийдется осваивать и российским производителям. А пока с ней знакомятся электронщики, сделавшие свой выбор в пользу западной элементной базы. Обращение в штаб-квартиру крупной электронной фирмы для приобретения нескольких сотен микросхем (стандартная российская по-требность наших дней) бессмысленно - вас просто не поймут. В конце любого каталога западной фирмы имеется длинный перечень торговых представительств и дистрибьюторов в своей стране и не такой длинный - дистрибьюторов в других странах. (Кстати, далеко не все из перечисленных выше фирм упоминают о своих дистрибьюторах в России). Наибольший интерес для российских электронщиков представляют европейские дистрибьюторы - один из них может курировать и Россию. Этот путь хорош для потребителей с крупными заказами и опытом международной торговли. Для тех же, кто нуждается в небольших партиях электронных компонентов или не желает тратиться на оформление контракта, растаможивание и т.д., остается три варианта.
Первый - обратиться в торговое представительство инофирмы, если оно имеется в России. Этот вариант хорош упомянутой выше информационной поддержкой, как правило, наиболее экономичен, но может затянуться на несколько месяцев. Ряд фирм оговаривают при этом минимальный объем заказа (обычно несколько сотен USD) и предлагают порой существенные скидки, начиная с объемов, превышающих 100 штук. Очень часто единичные образцы изделий можно получить в подарок.
Второй - обратиться к представителю или партнеру крупной, практически всегда европейской, франчайзинговой фирмы. В России сейчас представлены: AVNET-SETRON, EBV ELECTRONIK, FARNELL, MACRO GROUP, NEDIS, RS COMPONENTS. У такой фирмы - крупный склад с электронными комплектующими самых разных фирм, поэтому поставки осуществляются в очень сжатые сроки от двух до шести недель. Цены порой существенно выше, чем в первом случае, но это окупается оперативностью и надежностью поставки. Информационное обеспечение, в лучшем случае, сводится к работе с иллюстрированным каталогом с возможностью заказа дополнительных справочных материалов.
Третий - обратиться в российскую фирму, имеющую свой склад и принимающую заказы на отсутствующие в настоящее время компоненты или крупные партии. Здесь при достаточно большом разбросе цен естественный выигрыш в оперативности поставки в какой-то мере компенсирует отсутствие информационного обеспечения (если только фирма не является одновременно дистрибьютором западной компании). Таких фирм в России около трех десятков и следует учитывать, что большинство из них поставляют и отечественные электронные компоненты. К сожалению, процесс позиционирования на рынке этих фирм еще не завершен и в какую из двух предшествующих групп они попадут в дальнейшем предсказать трудно.
Не затрагивая экзотические (поездка с рюкзаком в Германию) и рискованные (поездка с рюкзаком на Митинский радиорынок) способы комплектования НИР'овских и производственных программ, можно ответственно заявить, что российские электронщики за последние несколько лет получили реальную возможность работать на той же элементной базе, что и их коллеги во всем мире. Чем, кстати, многие с успехом и пользуются. Но это тема отдельного разговора. Как, впрочем, и самый главный вопрос современного российского электронщика - где взять деньги на все эти чудеса?
В заключение хотелось бы вернуться к началу статьи и сказать несколько неутешительных слов о российских производителях электронных компонентов - гордости советской электроники. Многолетняя закрытость и ориентированность на заказчиков из ВПК так и не позволили им повернуться лицом к российским электронщикам. Не только нужда толкает эти предприятия на путь поставок устаревшей элементной базы в страны юго-восточной Азии, но и, в немалой степени, неприятие принципа ориентации на потребителя. Нельзя привести ни одного примера эффективного продвижения на российский рынок какого-то нового электронного компонента, будь-то микросхема, транзистор или электролитический конденсатор. Рекламные материалы не выдерживают никакой критики. Форма подачи информационных материалов не менялась с 60-х годов. Неумение торговать просто убивает. Дистрибьюторская сеть, которую некоторые крупные предприятия начинали создавать несколько лет назад, не только не развивается, но практически прекратила свое существование. При всем при этом, единственным выходом видятся государственные инвестиции и повышение таможенных пошлин на импортные электронные компоненты.
В этих условиях остается только одно - снять таможенные барьеры на все электронные компоненты, ввозимые в Россию, дать возможность российским электронщикам на их основе создавать самую современную радиоэлектронную продукцию (конкурентоспособность наших схемотехнических решений и алгоритмов бесспорна), и, уже создав устойчивую потребность в современной элементной базе, предоставить отечественным предприятиям, в рамках естественного отбора (пусть с элементами протекционизма), дотягиваться до этого уровня.