DIGI-KEY: портрет компании

Г.Келл
опубликовано в журнале НОВОСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ №4/07

В истории дистрибьюторов электронных компонентов занимательного, безусловно, гораздо меньше, чем в истории производителей ЭК. Если вторые создают, как любят выражаться российские военные "электронную компонентную базу", то первые могут только максимально эффективно довести эту базу до конечного потребителя и на этом пути особо отличиться сложно. Более того, чем эффективнее ты выполняешь эту функцию и наращиваешь оборот, тем скорее можешь стать объектом дружественного или не очень поглощения. Свидетельств чему за последние 50 лет истории рынка ЭК предостаточно. Однако, число дистрибьюторов в мире и не думает уменьшаться (в одних только США их более 500, а в России только раза в 4 меньше), их доля в обороте рынка возрастает и есть компании, которые растут ну очень быстро. Одной из таких компаний является американская DIGI-KEY.

Основал компанию DIGI-KEY Рональд Стордал (Ronald A.Stordahl). Еще учась в колледже, он сконструировал цифровой телеграфный ключ (названный им DIGI-KEY), который продавал таким же, как и он сам радиолюбителям за $12. Окончив Университет штата Миннесота и получив докторскую степень по электронике, Роналд вернулся в 1972 году в родной город Тиф Ривер Фолз (Thief River Falls) и занялся продажей электронных компонентов для радиолюбителей-коротковолновиков. Кстати, Рон Стордал и сейчас имеет КВ-позывной - N5IN.

Когда в 1976 году Рональд Стордал пригласил на работу своего школьного друга Марка Ларсона (Mark Larson), в компании было 15 сотрудников, ее оборот составлял $800 тыс., а площадь склада не превышала 100 м². В 1985 году Ларсон стал президентом компании и, свернув с пути обслуживания радиолюбителей, на последующие 20 лет обеспечил 22% ежегодного роста (CAGR). Как результат, в наши дни DIGI-KEY владеет автоматизированным складом площадью 55,7 тыс. м² с 850 тыс. наименований ЭК, обслуживает 316 тыс. заказчиков в 140 странах мира (не менее 70% из них в США) и 99% заказов отправляются в тот же день. Компания-перевозчик UPS организовала специальные авиарейсы из Тиф Ривер Фолз до своего терминала в Луисвилле.

Компания DIGI-KEY выбрала классическую каталожную модель бизнеса (так же работают, известные в нашей стране Farnell, RS, Elfa), но смогла столь четко отладить логистику и схему наполнения и поддержания склада, что обеспечивает практически 90% выполнение заказов. В то время как средний по отрасли показатель - 50%. Используя direct-mail технологию доставки заказа конечному потребителю DIGI-KEY (как в свое время и компания Dell) сумела в своем развитии опередить более крупных конкурентов. За последние 4 года компания переместилась с 20 на 6 место в рейтинге дистрибьюторов ЭК США. В мировом рейтинге 2005 года компания занимала 9-е место.

С 90-х годов прошлого века целевой аудиторией компании стали разработчики электронной техники, и хотя они и сейчас остаются основными заказчиками, но все чаше компания продает уже оптовые количества компонентов производителям электронной техники. Этот процесс не остался незамеченным производителями ЭК и LineCard DIGI-KEY расширяется необычайно быстро - сейчас в нем более 340 компаний и, буквально, еженедельно добавляются новые. И это притом, что компания практически не занимается продвижением электронных компонентов на рынок.

Основным инструментом работы с заказчиками являются печатный каталог на восьми языках (ежегодно рассылается почти 5 млн. экземпляров) и web-сайт, запущенный в 1995 году. Сейчас реально действует 20 хост-сайтов в разных странах. В компании считают сочетание печатного и виртуального каталогов наиболее эффективными и удобным для пользователей. Сохраняются и традиционные каналы связи с заказчиками - ежегодно принимаются 3 млн. телефонных звонков и 1 млн. факсов. К концу 2007 года оплата за покупки будет приниматься в 13 валютах (сейчас в 9-ти).

В заключении хочется подчеркнуть, что DIGI-KEY является частной компанией, с единственным владельцем в лице ее основателя. По признанию руководителей компании, предложения о покупке компании поступают им весьма часто, но планов по продаже бизнеса пока нет. Более того, компания продолжает активно расширять сферу своего действия и, впервые в 2006 году, стала участником крупнейшей европейской выставки ELECTRONICA (Мюнхен). Не исключено, что в ближайшие годы мы сможем увидеть стенд DIGI-KEY и на одной из московских выставок.

На сайте компании DIGI-KEY www.digikey.com какого-то уникального контента нет. Главное - это окно поиска, введя в которое название нужного вам компонента с вероятностью близкой к 100% можно получить подробную о нем информацию и, что самое главное, количество на складе и цену для разных количеств отгрузки. И если вы живете в США, можно тут же его заказать и быть уверенным, что отгружен заказ будет в тот же день. Мечта разработчика !

P.S. При подготовке этого материала удивило название города, в котором находится компания DIGI-KEY - Thief River Falls переводится примерно как "Воровская река с водопадами", что признаться весьма необычно для мирного города в центре США. Оказывается, когда первые белые переселенцы появились в этих местах, то местные индейцы проявили себя в весьма разбойном качестве и даже какие-то легенды сохранились о неком индейском аналоге нашего Соловья-Разбойника (правда до свиста, как методе устрашения индейцы не додумались). И вот сначала назвали "воровской" реку, а когда возник город возле неких порогов, то и он стал "воровским". В какой-то момент жители города обсуждали варианты переименования, но потом, вспомнив, что Чикаго переводится с одного их индейских наречий как "скунс" - успокоились.