AVNET: портрет компании

Г.Келл
первоначальная версия опубликована в журнале НОВОСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ №1/07
последняя коррекция: август 2021

Рассматривая историю мировой электроники нельзя не отметить, что эта отрасль (в отличие от большинства других) сформировалась не только за счет симбиоза производитель ЭК - производитель ЭТ. Активное влияние на ход ее развития оказали дистрибьюторы ЭК. В нашей стране из-за краткости истории дистрибьюции, отношение к ней со стороны членов электронного сообщества нередко бывает негативным, что можно связать как с "советским" мировоззрением руководителей госэлектроники, так и "отдельными" перекосами в деятельности самих отечественных дистрибьюторов ЭК. Для понимания роли дистрибьюторов в современной электронной отрасли полезно познакомиться с историей одного из крупнейших мировых дистрибьюторов - компании AVNET.

Charles Avnet
Ч.Авнет
(1888-1979)

Едва ли Чарльз Авнет (Charles Avnet), прибывший в США в конце XIX века с первой волной еврейской эмиграции из России, мог предполагать, что в 33 года создаст компанию - будущего лидера глобального рынка дистрибьюции ЭК. Началось все в 1921 году с магазина на Cortland Street на Манхэттене. В этом районе, прозваном Radio Row находились десятки, а может и сотни, компаний торговавших электроникой, в частности, с кораблей вернувшихся в порт Нью-Йорка после Первой Мировой войны. (Чем-то концептуально напоминает наше Митино 😄. А в 1973 году на этом месте был воздвигнут World Trade Center.) Начав с продаж запасных частей к судовым радиостанциям, уже в первый год Чарльз Авнет заработал $85 тыс. Расширяя сферу деятельности на города Восточного побережья США, уже к середине 20-х компания стала поставлять комплектующие быстро развивающимся производителям автомобильных и бытовых радиоприемников. Компания и сама включилась в производство электронной техники, начав производство автомобильных антенн, а затем в годы Второй Мировой войны и антенн для нужд армии. В 40-е годы партнерами Чарльза Авнета становятся его сыновья, сначала Лестер (Lester Avnet), а затем и Роберт (Robert Avnet). В 1955 году компания начинает производство разъемов в Нью-Йорке, а в следующем году запускает аналогичное производство в районе Лос Анжелеса. В том же 1955 году компания инкорпорируется, годом позже ее оборот впервые достигает $1 млн., а в 1959 году ее акции начинают котироваться на бирже.

К началу 60-х компания, называемая уже AVNET ELECTRONICS Corp., подошла как сложившийся диверсифицированный холдинг с интересами в области электроники, аудио оборудования, приборов военного назначения и производства керамики. К этому времени сформировалась корпоративная концепция развития, основанная на приобретении различных компаний (в т.ч. конкурентов), что позволяло достичь темпов развития бизнеса, недостижимых при обычном "органическом" росте. В 1964 году покупается крупный американский дистрибьютор Hamilton Electro, специализирующийся на зарождающемся рынке полупроводниковых приборов. Характерно, что этот бренд сохранялся очень долго, а основатель Hamilton Electro Антони Гамильтон (Anthony Hamilton) до 1988 года был ключевым руководителем объединенной компании. Следует отметить, что покупались не только дистрибьюторы ЭК: в компанию "вливались" производители автомобильных компонентов, музыкальных инструментов и звукозаписывающей аппаратуры. И когда в 1969 году отмечалось первое десятилетие с момента IPO, оборот компании составил $252,1 млн., что соответствовало 40-кратному росту относительно уровня 1959 года ($6,4 млн). При этом в компании работало более 5000 человек, продажи осуществлялись в 60 странах и в LineCard были включены 170 ведущих американских производителей ЭК.

В 1970 году умирает Лестер Авнет (его брат Роберт ушел из жизни пятью годами ранее) и полувековая история семейного бизнеса закончилась. (Внук основателя компании Чарльза Авнета - Джон избрал кинематографическую стезю и стал известным голливудским продюсером). Это десятилетие выдалось для компании весьма непростым. Спад в отрасли потребовал реструктуризации бизнеса, но под руководством нового президента Симона Шейба (Simon Sheib) в 1979 году компании удалось преодолеть планку продаж в $1 млрд. Из полученных $54 млн прибыли, 54% приходились на долю Electronics Marketing Group - подразделения, отвечающего именно за дистрибьюцию ЭК.

После смерти в 1980 году Симона Шейба председателем совета директоров и CEO становится Антони Гамильтон, а президентом Леон Мачиз (Leon Machiz), основатель компании Time Electronics - дистрибьютора электрических соединителей, купленной AVNET'ом в 1968 г. Начало 80-х опять совпало с кризисом американской экономики и у дистрибьюторов наступили тяжелые времена. Рост прибыли сменился ее 10% снижением, что потребовало принятия мер экономии, включавших и сокращение персонала. Кроме того, проводилась работа по целенаправленному снижению стоимости складских запасов: с $567 млн в 1988 году до $457 млн в 1990. Несмотря на все трудности, компании удалось удержать прибыль на уровне $54 млн в 1989 году. В том же году уходит из жизни Антони Гамильтон и Леон Мачиз вплоть до 1998 года становится главой компании.

В начале 90-х компания AVNET, пройдя через череду структурных преобразований, проведя ISO-сертификацию и добившись высокой степени централизации, обратила свой взгляд на европейский рынок. В 1991 году покупается английский дистрибьютор Access Group, затем в 1992 - французский FHTEC Composants, а в 1993 скандинавская компания The Nortec Group и немецкая Electronic 2000 AG. В 1994 году пришла пора для покупки крупнейшего конкурента на американском континенте - компании Hall-Mark Electronics. В результате этих приобретений годовой объем продаж достиг величины $3,5 млрд (+59%), а прибыль возросла до $102,1 млн (+48%). Вплоть до конца столетия компания демонстрировала устойчивый рост (16,35% CAGR), пик которого пришелся на 2000 год, когда у руля компании уже стоял Рой Вэлли (Roy Vallee).

Roy Vallee
Р Вэлли

Достигнутый в 2000 году объем продаж в $9,17 млрд (+44% к 1999 году) был безусловным рекордом, а уровень "выработки" на одного работника просто вызывал шок - $935 тыс. в год ! И именно тогда Рой Вэлли произнес свою знаменитую фразу - "Прилив поднимает все лодки", поскольку вся мировая электроника переживала в тот год невиданный бум, продлившийся и в 2001 году, когда компания показала оборот в $12.81 млрд (следует учитывать, что финансовый год в AVNET заканчивается в июне). Затем начался спад, лишний раз доказавший цикличность мировой экономики. Но на гребне той волны компания AVNET еще сильнее укрепила свои позиции в Европе, купив за $740 млн крупнейшего европейского полупроводникового дистрибьютора EBV Group. Помимо EBV Electronik, компании ведущей историю с 1969 года и имевшей представительства в 27 странах Европы, ближнего Востока и Южной Африки, в "комплект" покупки входила компания WBC и логистический центр Atlas Service Europe близ Мюнхена. Интересно отметить, что WBC была организована в 1998 году с единственной целью "дать прибежище" производителям активных ЭК, против включения которых в Linecard EBV возражали уже входившие туда вендоры.

2000 г.
Бизнес-направления: Продуктовая линейка: География продаж:

Таким образом, начало нового века компания AVNET встретила в качестве транснационального дистрибьютора с тремя бизнес-направлениями. Имея более 180 производителей ЭК в Linecard, склад на сумму более $1 млрд и более 100 тысяч обслуживаемых потребителей компания AVNET ведет непрекращающийся спор за лидерство со своим главным конкурентом - компанией ARROW.

Начиная с 2000 года компания сделала еще два важных приобретения. В 2005 году был куплен английский дистрибьютор Memec, объединение которого с WBC, дало компанию AVNET MEMEC. Затем в 2016 году куплен известный каталожный дистрибьютор PREMIER FARNELL {включая NEWARK INONE}.

В 2006 году структура компании была оптимизирована - в ней остались два бизнес-направления: Electronics Marketing с региональным делением на Americas, EMEA и Asia/Pacific и долей в обороте 65% и Technology Solutions - вся продукция компьютерной и ИТ тематики, включая embedded-решения, составляющие 35% оборота. А в 2016 году бизнес Technology Solutions был продан компании Tech Data Corporation за $2,6 млрд. Таким образом компания вернулась к своим истокам - дистрибьюции ЭК.

В 2021 году в структуру компании входят следующие подразделения-бренды, отвечающие за дистрибьюцию ЭК: AVNET ABACUS - пассивные ЭК и электромеханика, AVNET SILICA и EBV ELECTRONIK - активные ЭК, FARNELL - поставка ЭК по каталогам. На долю активных компонентов приходится 76% продаж, пассивных и элмеха - 18%. Показательна трансформация географии продаж - теперь на долю Азии приходится 40%, EMEA - 33% и Америки -27%.

Трудно уместить всю информацию о столь крупной компании в небольшой статье. Всем, кто интересуется деталями можно порекомендовать посетить корпоративный сайте компании AVNET - www.avnet.com.

В 2021 году компания в честь своего 100 летия запустила специальный сайт CENTENNIAL CENTRAL