AVNET: портрет компании

Г.Келл
опубликовано в журнале НОВОСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ №1/07

Рассматривая историю мировой электроники нельзя не отметить, что эта отрасль (в отличие от большинства других) сформировалась не только за счет симбиоза производитель ЭК - производитель ЭТ. Активное влияние на ход ее развития оказали дистрибьюторы ЭК. В нашей стране из-за краткости истории дистрибьюции, отношение к ней со стороны членов электронного сообщества нередко бывает негативным, что можно связать как с "советским" мировоззрением руководителей госэлектроники, так и "отдельными" перекосами в деятельности самих отечественных дистрибьюторов ЭК. Для понимания роли дистрибьюторов в современной электронной отрасли полезно познакомиться с историей крупнейшего мирового дистрибьютора - компании AVNET.

Едва ли Чарльз Эвнет (Charles Avnet) мог предполагать, что основанная им в далеком 1921 году компания станет лидером мировой дистрибьюции ЭК. Начав с продажи запасных частей к судовым радиостанциям в городах Восточного побережья США, уже к середине 20-х компания стала поставлять комплектующие быстро развивающимся производителям автомобильных и бытовых радиоприемников. Компания и сама включилась в производство электронной техники, начав производство автомобильных антенн, а затем в годы Второй Мировой войны и антенн для нужд армии. В 40-е годы партнерами Чарльза Эвнета становятся его сыновья, сначала Лестер (Lester Avnet), а затем и Роберт (Robert Avnet). В 1955 году компания начинает производство разъемов в Нью-Йорке, а в следующем году запускает аналогичное производство в районе Лос Анжелеса. В 1955 году компания инкорпорируется, годом позже ее оборот впервые достигает $1 млн., а в 1959 году ее акции начинают котироваться на бирже.

К началу 60-х компания, называемая уже AVNET ELECTRONICS Corp., подошла как сложившийся диверсифицированный холдинг с интересами в области электроники, аудио оборудования, приборов военного назначения и производства керамики. К этому времени сформировалась корпоративная концепция развития, основанная на приобретении различных компаний (в т.ч. конкурентов), что позволяло достичь темпов развития бизнеса, недостижимых при обычном "органическом" росте. В 1964 году умирает основатель компании Чарльз Эвнет. В том же году покупается крупный американский дистрибьютор Hamilton Electro, специализирующийся на зарождающемся рынке полупроводниковых приборов. Характерно, что этот бренд сохранялся очень долго, а основатель Hamilton Electro Антони Гамильтон (Anthony Hamilton) до 1988 года был ключевым руководителем объединенной компании. Следует отметить, что покупались не только дистрибьюторы ЭК: в компанию "вливались" производители автомобильных компонентов, музыкальных инструментов и звукозаписывающей аппаратуры. И когда в 1969 году отмечалось первое десятилетие с момента IPO, оборот компании составил $252,1 млн., что соответствовало 40-кратному росту относительно уровня 1959 года ($6,4 млн). При этом в компании работало более 5000 человек, продажи осуществлялись в 60 странах и в LineCard были включены 170 ведущих американских производителей ЭК.

В 1970 году умирает Лестер Эвнет (его брат Роберт ушел из жизни пятью годами ранее) и полувековая история семейного бизнеса закончилась. (Внук основателя компании Чарльза Эвнета - Ион избрал кинематографическую стезю и стал известным голливудским продюсером). Это десятилетие выдалось для компании весьма непростым. Спад в отрасли потребовал реструктуризации бизнеса, но под руководством нового президента Симона Шейба (Simon Sheib) в 1979 году компании удалось преодолеть планку продаж в $1 млрд. Из полученных $54 млн. прибыли, 54% приходились на долю Electronics Marketing Group - подразделения, отвечающего именно за дистрибьюцию ЭК.

После смерти в 1980 году Симона Шейба председателем совета директоров и CEO становится Антони Гамильтон, а президентом Леон Мачиз (Leon Machiz), основатель компании Time Electronics - дистрибьютора электрических соединителей, купленной AVNET'ом в 1968 г. Начало 80-х опять совпало с кризисом американской экономики и у дистрибьюторов наступили тяжелые времена. Рост прибыли сменился ее 10% снижением, что потребовало принятия мер экономии, в т.ч. и сокращение штатов. Кроме того, проводилась работа по целенаправленному снижению стоимости складских запасов: с $567 млн. в 1988 году до $457 млн. в 1990. Несмотря на все трудности, компании удалось удержать прибыль на уровне $54 млн. в 1989 году. В том же году уходит из жизни Антони Гамильтон и Леон Мачиз вплоть до 1998 года становится главой компании.

В начале 90-х компания AVNET, пройдя через череду структурных преобразований, проведя ISO-сертификацию и добившись высокой степени централизации, обратила свой взгляд на европейский рынок. В 1991 году покупается английский дистрибьютор Access Group, затем в 1992 - французский FHTEC Composants, а в 1993 скандинавская компания The Nortec Group и немецкая Electronic 2000 AG. В 1994 году пришла пора для покупки крупнейшего конкурента на американском континенте - компании Hall-Mark Electronics. В результате этих приобретений годовой объем продаж достиг величины $3,5 млрд. (+59%), а прибыль возросла до $102,1 млн. (+48%). Вплоть до конца столетия компания демонстрировала устойчивый рост (16,35% CAGR), пик которого пришелся на 2000 год, когда у руля компании уже стоял ее нынешний глава Рой Вэлли (Roy Vallee).

Достигнутый в 2000 году объем продаж в $9,17 млрд. (+44% к 1999 году) был безусловным рекордом, а уровень "выработки" на одного работника просто вызывал шок - $935 тыс. в год ! И именно тогда Рой Вэлли произнес свою знаменитую фразу - "Прилив поднимает все лодки", поскольку вся мировая электроника переживала в тот год невиданный бум, продлившийся и в 2001 году, когда компания показала оборот в $12.81 млрд. (следует учитывать, что финансовый год в AVNET заканчивается в июне). Затем начался спад, лишний раз доказавший цикличность капиталистической экономики. Но на гребне той волны компания AVNET еще сильнее укрепила свои позиции в Европе, купив за $740 млн. крупнейшего европейского полупроводникового дистрибьютора EBV Group. Помимо EBV Electronik, компании ведущей историю с 1969 года и имевшей представительства в 27 странах Европы, ближнего Востока и Южной Африки, в "комплект" покупки входила компания WBC и логистический центр Atlas Service Europe близ Мюнхена. Интересно отметить, что WBC была организована в 1998 году с единственной целью "дать прибежище" производителям активных ЭК, против включения которых в Linecard EBV возражали уже входившие туда вендоры.

Таким образом, начало нового века компания AVNET встретила в качестве транснационального дистрибьютора с тремя подразделениями:

Продуктовая линейка выглядела следующим образом:

Географически продажи распределялись так: 72,8% продаж - Америка, 22,4% - EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) и 4,8% - Азия. Имея более 180 производителей ЭК в Linecard, склад на сумму более $1 млрд. и более 100 тысяч обслуживаемых потребителей компания AVNET ведет непрекращающийся спор за лидерство со своим главным конкурентом - компанией ARROW, о которой будет рассказано в следующем номере.

Из последних приобретений компании AVNET, а всего их было более 40 за последние 15 лет, можно назвать покупку за $676 млн. европейского дистрибьютора Memec, который в 2005 году был объединен с WBC и новая компания получила имя AVNET MEMEC.

В наши дни структура компании AVNET заметно упростилась - сохранилось всего два подразделения:

Имея 268 офисов в 70 странах и представляя интересы более 250 производителей ЭК и компьютерной техники, компания AVNET занимает 212 место в Top500 журнала Fortune. И является крупнейшей публичной компанией со штаб-квартирой в штате Аризона. Для иллюстрации масштабов бизнеса можно еще добавить, что ежедневно со складов компании заказчикам отгружается более 25 тысяч наименований продукции, при общем числе таких наименований в базе компании 1,5 млн.

Для российских электронщиков полезной может быть информация о структуре AVNET EM EMEA - европейской части бизнеса дистрибьюции ЭК, которую с 1 октября 2006 возглавляет Патрик Заммит (Patrick Zammit). В эту структуру с объемом продаж в 2006 году в $2,4 млрд. и числом работающих 2700 чел., входят четыре компании: AVNET MEMEC, EBV ELECTRONIK, SILICA и AVNET TIME. Каждая из этих компаний имеет собственное представительство в Москве. Однако следует учитывать, что представительства не занимаются поставками ЭК в Россию, а лишь оформляют сделки, причем минимальные объем закупки по одной позиции может составлять несколько тысяч евро. Поэтому основной бизнес в России ведется через крупных федеральных дистрибьюторов, к числу которых относится и компания Компэл.

Трудно уместить всю информацию о столь крупной компании в небольшой статье. Всем, кто интересуется деталями можно порекомендовать посетить корпоративный сайте компании AVNET - www.avnet.com.