Рынок компонентов для ВПК: взгляд участника 

См.также интервью: 2017 года | 2016 года | 2011 года

Андрей Кузнецов

Компания "Радиант-Элком" работает на рынке электронных компонентов с 1993 г. и, по некоторым оценкам, входит в пятерку "вторых" поставщиков компонентов для предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Об особенностях этого рынка и своем видении рыночной ситуации мы попросили рассказать генерального директора компании "Радиант-Элком" Андрея Кузнецова.

Развитие российского рынка электронных компонентов я условно разделил бы на три этапа. Первый - докризисный - был неустойчивым, хаотичным. Вместе с распадом Советского Союза разрушилась административная система поставок, многие заводы - производители электронных компонентов оказались за границей. Рыночных отношений, о которых много говорили, на деле не было. Тяжелый кризис переживали как предприятия оборонного комплекса, так и заводы-производители радиоэлектронных компонентов. В этих условиях потребности предприятий ВПК обеспечивались в основном электронными компонентами, которые оставались на предприятиях с советских времен. К компаниям, котрые осуществляли такие поставки, особых требований не предъявлялось. Фактически любая фирма, занимающаяся продажей радиоэлектронных компонентов, могла работать с предприятиями ВПК.
   Второй этап наступил после кризиса 1998 г. и продолжался приблизительно до 2001 г. Этот период характеризуется началом формирования рыночных отношений, в том числе на предприятиях ВПК. И острее всего встал вопрос контроля качества продукции, поступающей на предприятия оборонного комплекса. Необходимо было создать такую систему, которая позволила бы полностью контролировать поставки продукции военного назначения, не препятствуя при этом развитию рыночных отношений. Была разработана система "вторых поставщиков", главной особенностью которой является выполнение требований, определенных системой качества "Военэлектронсерт". ООО "Радиант-Элком" было в числе первых компаний, получивших статус "второго поставщика", и тогда же мы определили свой основной принцип pаботы - поставка качественных электронных компонентов военного назначения широкой номенклатуры.
   Приблизительно с 2001 г. начался третий этап. Я назвал бы его созданием цивилизованного рынка электронных компонентов. С этого времени рынок начинает делиться на сегменты, то есть специализация компаний, работающих в области поставок электронных компонентов, становится более четкой и глубокой. Изменяется политика сбыта заводов-производителей - формируются основы дилерских отношений. На этом этапе наша компания сделала ставку на долгосрочное партнерство с производителями и определила тем самым стратегию своего развития.
   На сегодняшний день рынок практически сформировался и, я надеюсь, стабилизировался. Наработаны связи, сформированы отношения между его участниками. Опыт нашей компании позволил ей стать официальным дилером 17 российских производителей. Благодаря этому мы поставляем широкую номенклатуру продукции (микросхемы, полупроводники, соединители, реле, резисторы, конденсаторы и т.д.) и обеспечиваем комплексные поставки. У нас сложились партнерские отношения не только с российскими производителями, но и с зарубежными дистрибьюторами, и это позволяет предоставлять широкую номенклатуру импортной элементной базы.

—Андрей Леонидович, ваша компания работает в достаточно сложном сегменте рынка, который находится в прямой зависимости от развития ВПК. Какие факторы, на Ваш взгляд, определяют и, наоборот, сдерживают его развитие?

— Да, этот сектор рынка имеет ряд особенностей. Он подлежит достаточно жесткому административному регулированию, ситуация здесь во многом зависит от бюджетного финансирования, рынок инертен, подвержен сезонности, во многом зависит от работы отечественных производителей электронных компонентов. Сейчас наблюдается тенденция увеличения финансирования ВПК и, как следствие,оживление рынка. Перестраиваются и сами предприятия - заказы уже не поступают "сверху", а завоевываются в тяжелой конкурентной борьбе, закупки комплектующих производятся по заводским или близким к заводским ценам и только в том количестве, которое необходимо для производства. Качество продукции строго контролируется. В таких условиях роль "вторых поставщиков", безусловно, велика, так как "второй поставщик", поставляя широкую номенклатуру электронных компонентов, несет полную ответственность за поставляемую продукцию и нивелирует недостатки, связанные с нестабильной работой заводов и неритмичным финансированием. Я говорю о серьезных компаниях, которые являются официальными дилерами заводов-производителей и полностью выполняют требования системы качества "Военэлектронсерт".

—Вы сказали, что компания "Paдиант-Элком" специализируется на поставках как отечественной, так и зарубежной элементной базы. Можно ли оценить, как распределяется рынок между отечественными и зарубежными компонентами ?

— Говорить о соотношении импортных и отечественных компонентов не совсем корректно. Если говорить о применяемости в изделиях военного назначения, то пока преобладает отечественная элементная база, хотя явно просматривается тенденция к расширению применения импортных компонентов. Вопрос о применении импортной элементной базы достаточно сложный, он связан прежде всего с качеством продукции. Не секрет, что качество отечественных компонентов уступает импортным, но применение их в изделиях спецтехники происходит строго в соответствии с перечнем МОП, что позволяет контролировать качество применяемых компонентов. Заводы-изготовители и "вторые поставщики" несут полную ответственность за поставляемую продукцию. Создать такой перечень применительно к импортным электронным компонентам пока не удается. Остается сложным и вопрос ответственности за качество поставляемых импортных компонентов. К сожалению, оно не всегда соответствует уровню военной приемки, да и работа многих дилеров зарубежных производителей оставляет желать лучшего. Поэтому на данный момент существует определенный порядок применения импортной элементной базы в изделиях спецтехники. И все же новые разработки производятся главным образом с использованием импортных электронных компонентов, так как наша электронная промышленность пока не может обеспечить производство конкурентоспособных ЭК. Процесс этот идет быстрыми темпами, и, я думаю, что совсем скоро объемы импортных и отечественных компонентов, применяемых в спецтехнике, будут сопоставимы.

—А какова ситуация на рынке дистрибьюторов, остро ли ощущается конкуренция здесь? Есть мнение, что число "вторых поставщиков" превышает необходимость в них. Что Вы думаете по этому поводу?

— Рынок - живой организм, и естественно, что рост его емкости приводит к появлению все новых игроков. И сейчас для многих компаний этот сектор рынка становится все более привлекательным. Но получить сертификат "второго поставщика" и работать "вторым поставщиком" - далеко не одно и то же. Я считаю, что только 20% от общего количества аттестованных "вторых поставщиков" действительно работают в этом качестве. На сегодняшний день дополнительным необходимым условием деятельности "второго поставщика" являются дилерские соглашения с отечественными протзводителями. Поставлять продукцию по заводским ценам могут только компании, работающие на дилерской скидке, а вся ценовая политика "второго поставщика" также находится под контролем. Кроме того, эффективное выполнение других требований - по упаковке, отработке рекламационных актов, предоставлению технической информации - возможно только в случае, если "второй поставщик" очень тесно работает с производителем. Анализ показывает, что все серьезно работающие "вторые поставщики", являются официальными дилерами нескольких производителей России или ближнего зарубежья. И мы не только конкурируем между собой, но и сотрудничаем. К сожалению, сейчас наблюдается тенденция, при которой статус "второго поставщика" используется для решения каких-то своих задач. Я считаю, что уровень требований, предъявляемых ко "второму поставщику", должен постоянно повышаться, и надеюсь, что честная конкурентная борьба сделает свое дело, и в этом секторе рынка радиоэлектронных компонентов останутся только достойные.

—Андрей Леонидович, могли бы Вы подробнее рассказать о том, как складываются ваши отношения с партнерами - производителями и потребителями продукции?

Я не случайно в разговоре с Вами ни разу не назвал нашу деятельность торговлей. Мы занимаемся поставкой радиоэлектронных компонентов. Если требуется проведение дополнительных испытаний, мы их проводим. Требуется предоставить техническую информацию - предоставляем. Если заявка на поставку состоит из нескольких десятков позиций, и каждой позиции запрашивается по 2-3 шт. - поставляем, причем в соответствии со всеми требованиями упаковки, идентификации и прозрачности, предъявляемыми к работе "второго поставщика". Мы одинаково внимательно относимся ко всем потребителям, не делим их на"мелких" и "крупных".
   Став дилером 17 производителей, мы стараемся сделать все. чтобы эти отношения были взаимовыгодными и долгосрочными.
   Отечественные производители находятся все еще в тяжелом состоянии, но тем не менее многие российские предприятия имеют серьезные планы по освоению новой продукции, переоснащению производства. Вкладываются средства в переоборудование производства, в технологические процессы. Каждое предприятие наметило свои цели и задачи, и мы стараемся принять непосредственное участие в этом процессе. Мы достаточно плотно работаем с каждым из них, проводим анализ рынка, изучаем спрос, стараемся координировать вопросы продвижения продукции, участвуем в совместных программах.
   Что касается перспектив развития сектора рынка, в котором работает "Радиант-Элком", то я думаю, что он будет активно развиваться.
   Конкуренция обостряется, ситуация становится более сложной, но я надеюсь, что взаимоотношения участников рынка станут еще более корректными и цивилизованными.

Интервью подготовила Екатерина Воронина
опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ 9/05