ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Г.Келл
опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ №5/1998

"Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет"
        Из истории Дикого Запада

Казалось бы, ну где, в конце XX века, еще можно стать первым? Все вершины и глубины покорены, целина поднята, шаги по Луне сделаны. Наука и спорт только и остались для объективного утверждения собственного первенства, да и здесь конкуренция неизмеримо выросла по сравнению с началом века, и практически невозможно стало вырваться вперед без использования ЭВМ и анаболиков. Но... Создание INTERNET и прорыв в виртуальную реальность стало тем шагом, который человечество сделало в поисках утраченной романтики дальних странствий и в своей тяге к "первопроходству ". Если представить INTERNET в виде "виртуальной прерии", на бескрайних просторах которой "пасутся" миллионы URL, "скачут" на лихих браузерах смелые "юзеры", проносятся E-mail дилижансы, а где-то затаились коварные хакеры, то становится понятным, почему НМД зовется "винчестером".

Самым привлекательным качеством "виртуальной прерии" является ее бескрайность. Если в реальной прерии ковбои убивали индейцев (и наоборот), а фермеры конфликтовали с нефтедобытчиками, то в "виртуальной прерии" - тишь и благодать, место найдется каждому. Проблемы, конечно, бывают, но только информационные - завалит кого-либо потоком ненужной почты, заведется зловредный вирус или прервется связь на самом интересном месте. В остальном жизнь "ковбоя-юзера", путешествующего по "виртуальной прерии", наполнена увлекательными приключениями - поиск и анализ новой информации, создание и сопровождение собственного WEB-сайта, общение с себе подобными. Ресурсы "виртуальной прерии" безграничны и каждый находит "участок", наиболее удовлетворяющий своим интеллектуальным и эмоциональным интересам. После первых недель путешествия по "виртуальной прерии" неизбежно возникает мысль о том, что в ней есть все. Казалось бы, любая сфера деятельности человека и любое природное явление имеет свое застолбленное место и некоего загадочного вебмастера, создавшего на эту тему сайт. Интересна эволюция нашего "ковбоя-юзера": начав беззаботным путешественником (подчас, даже без собственного E-mail адреса), которого верный браузер заносит в самые далекие уголки "виртуальной прерии", он через некоторое время начинает ощущать необходимость общения с себе подобными и делает первый шаг к "оседлости" и получает E-mail адрес. В ходе дальнейших скитаний у части "ковбоев-юзеров" развивается тяга к еще большей оседлости - хочется создать свою страничку, чтобы как-то заявить о себе. В какой-то степени это напоминает процесс превращения ковбоя в фермера и строительства фермы или форта. К счастью для очень многих, главное- не просто заявить о себе, а сказать что-то новое и сделать это первым. И тут мы собственно переходим к теме этой статьи.

В соответствии с тематикой журнала нас интересует сегмент "виртуальной прерии", посвященный электронике и электронным компонентам. Этот сегмент имеет и российский раздел, формируемый российскими фирмами, занятыми либо производством электронных компонентов, либо их дистрибьюцией, либо разработкой и производством радиоэлектронной аппаратуры на их базе. В его формировании все большее участие принимают и российские специалисты-электронщики. Именно о них в основном и пойдет дальше речь.

Но сначала несколько слов об этом сегменте "виртуальной прерии". Достаточно закономерно, что нарастающее отставание страны победившего социализма в области электроники проявилось и здесь. Если во "внероссийской" части WEB'а имеется около тысячи сайтов фирм-производителей электронных компонентов, в несколько раз больше сайтов фирм-производителей радиоэлектронной техники и дистрибьюторов, десятки INTERNET журналов электронной тематики, сотни электронных конференций, и масса просто полезных страниц по электронной тематике, созданных электронщиками разных стран, то у нас же не более 5-ти фирм, производящих электронные компоненты, имеют свои странички, да два десятка дистрибьюторов имеют свои сайты. С другой стороны, такое положение придает российскому разделу особый "первооткрывательский" колорит и открывает широкие перспективы для творчества. Можно считать, что форма корпоративного сайта уже сложилась, и отличаются они в основном художественным оформлением и различного рода графическими эффектами. Действительно, практически все зарубежные, а за ними и российские корпоративные сайты имеют типовые разделы: О ФИРМЕ, ПРОДУКЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, КОНТАКТЫ. Правда, западные сайты имеют еще, как правило, разделы ВАКАНСИИ и ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - хочется надеяться, что скоро такое появится и у нас. Другое дело - WEB-страницы, созданные специалистами-электронщиками: различные конференции, доски объявлений, электронные журналы - здесь поле непаханое и правил особых нет. Самое время столбить участки "виртуальной прерии", создавая новые формы представления информации об электронных компонентах, схемотехнических решениях, особенностях применения и прочих полезных и нужных вещах. Потребность в такой информации мало у кого из действующих российских электронщиков вызовет сомнение - слишком мало в России справочной литературы по современной элементной базы. И благодарность к тем, кто первым создаст действительно полезные WEB-страницы, со стороны "электронной" общественности просто неизбежна.

Итак, перечислим тех, кто в это нелегкое для страны время идет тропой первооткрывателей, создавая новые сайты, посвященные электронной тематике. Трудно, да и, наверное, не нужно сортировать их по дате создания, посещаемости или тематике. Все они интересны и представлены ниже в порядке попадания в поле зрения автора.

Меньше всего хочется анализировать (или критиковать) оформление и содержание той или иной из отмеченных WEB-страниц. Здесь опять же можно положиться на известный из вестернов лозунг, приведенный в эпиграфе. Единственно, что хочется, это побудить авторов этих (и других) страниц соблюдать некие правила, которые помогают посетителям легче ориентироваться и находить ответы на свои вопросы.

Во-первых, это название страницы: далеко не все имеют какой-то заголовок, и это снижает узнаваемость и затрудняет ориентацию в ссылочных массивах.

Во-вторых, очень хотелось бы не только знать имя-фамилию автора страницы, но и, возможно, какие-то подробности о профессиональном статусе и интересах и, безусловно, E-mail адрес для обратной связи.

В-третьих, совершенно необходимо, чтобы информационные материалы сопровождались временными метками, указывающими на дату появления данного материала. Должна быть указана и дата создания страницы. Сопоставление этих данных позволяет быстро оценивать динамику апгрейда страницы и не тратить время на работу с статичными и мертвыми страницами.

В-четвертых, хочется предостеречь от излишнего украшательства страниц анимацией, баннерами и прочими излишествами. К сожалению, скорости передачи по отечественным линиям, особенно телефонным, еще долго будут оставлять желать лучшего, а ожидание появления изображения свыше одной минуты может испортить впечатление от самой нужной страницы.

И, наконец, последнее. ИНТЕРНЕТ предоставляет российским электронщикам уникальную возможность резко повысить собственную квалификацию за счет доступа к информации о самой современной элементной базе и интенсивного общения друг с другом. Чем больше будет русскоязычных страниц по этой тематике, тем активнее электронщики смогут пользоваться этой информацией и делать правильный выбор. И тогда, хочется верить, мы преодолеем (как пелось в известной негритянской песне). Если, конечно, сентябрь 98-го, когда пишутся эти строки, не положит конец всем нашим надеждам.