ЭК в КВАДРАТЕ

Г.Келл
опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ №3/2000

У многих электронщиков, читающих компьютерную периодику, в последнее время часто и сладко замирает сердце - привычная аббревиатура ЭК встречается на каждой странице и не по одному разу. Но, по мере углубления в материал, настигает разочарование - электронными компонентами тут и не пахнет. А речь идет об электронной коммерции. Можно заподозрить, что такое совпадение аббревиатур не случайно и Электронная Коммерция Электронными Компонентами (ЭКЭК или ЭК²) несет в себе некое особое качество, обусловленное, в первую очередь, свойствами электронных компонентов как объекта коммерции.

Электронная коммерция, появившаяся не так давно и всецело благодаря ИНТЕРНЕТУ (который, кстати, был бы невозможен без поразительных успехов в электронике), подразумевает выбор, заказ и оплату товара без использования материальных носителей информации и, не отходя от экрана монитора. Счастливчики, торгующие soft-продукцией (программы, базы данных, массивы информации), и доставку своего товара покупателю осуществляют без привлечения материальных носителей, а также по сети ИНТЕРНЕТ. Они, помимо всего прочего, лишены необходимости содержать склады своей продукции, заниматься логистикой, утруской-усушкой и прочими прелестями, сопутствующими hard-продукции - всему имеющему размер, вес, цвет, запах и т.п. материальные признаки.

Наверное, поэтому первый опыт электронная коммерция набирала именно с soft-товаром и только затем развилась в сторону hard-товаров. Причем вначале этими товарами стали легко классифицируемые и однозначно определяемые своим названием вещи - книги, CD-ROM'ы, компьютерное "железо". Надо учесть, что на первых этапах развития электронной коммерции в качестве покупателей выступали главным образом конечные потребители - частные лица, что позволило назвать эту форму электронной торговли - business-to-customer (B2C) /бизнес - потребителю/. Развитость электронных платежных систем и надежных средств доставки, эволюционно сформировавшихся на Западе, сделали эту форму торговли очень популярной и весьма рентабельной. Свидетельством чего стал небывало быстрый рост котировок акций ИНТЕРНЕТ-компаний B2C профиля. Правда, многие эксперты считают этот рост "дутым" и предрекают скорый крах, но все сходятся во мнении, что самые крупные из ИНТЕНЕТ-магазинов все же выживут, поглотив мелких, неудачных конкурентов, и B2B теперь навсегда. Все эти процессы не могли не привлечь к электронной коммерции внимание "большого" бизнеса и он пошел в атаку.

Результатом стало появление business-to-business (B2B) /бизнес - бизнесу/ форм электронной коммерции. Это, когда уже не частное лицо, а компания в лице своего отдела снабжения осуществляет выбор, заказ и оплату требуемых для производственных или иных нужд товаров, не прибегая к бумажной переписке с поставщиками. Упрощенная схема такова:

Даже эта, сильно упрощенная, схема дает представление о том, что помимо экономии бумаги в процессе B2B все участники получат возможности вести бизнес по-новому - все данные, существуют только в электронной форме и могут легко обрабатываться различного рода программами, оптимизирующими весь процесс. Очевидно, что описанная схема максимально приближена к схеме прямых закупок, обеспечивающей, как известно, минимизацию цены для покупателя. Кроме того, оперативность проведения операций позволяет опять же всем участникам минимизировать складские запасы.

Однако, эти преимущества B2B, в строгом соответствии с законами диамата, создают прямую угрозу сложившейся в прошлом веке системе традиционной торговли товарами промышленного назначения с ее многоступенчатой структурой представительств-дистрибьюторов-дилеров. Очевидно, что эта, ставшая привычной, цепочка продвижения на рынок технически сложных товаров становится лишней (или сильно ужимается) при использовании схемы электронной коммерции B2B. Действительно, с функцией представительств, разбросанных по всему миру, отлично справится один (желательно многоязычный) сайт фирмы-производителя, на котором приводятся все характеристики и особенности применения товара. Разукрупнение товарных потоков на участке дистрибьютор-дилер становится не столь принципиальным и ложится полностью на транспортные фирмы и службы экспресс-доставки. Таким образом, неизбежно коренное переустройство рынка и, конечно же, это грозит многими (и многим) бедами. Но поскольку, главный приз (в виде установления минимальных цен) получает покупатель, а он и является, по всем канонам, законодателем рынка, то деваться тут некуда. И остается только смириться. И смирившись, как можно быстрее осваивать все формы электронной коммерции.

Прогнозируя ситуацию, можно предположить, что следующим этапом развития электронной коммерции станет появление формы business-to-all или business-to-anyone (B2A) /бизнес-всем/. При этом небольшая группа (в пределе один) ИНТЕРНЕТ-продавцов будет обслуживать все категории покупателей по полной номенклатуре товаров. Мгновенно, без ошибок и практически даром. Но это уже такое светлое будущее, что и заглядывать страшно.

Безусловно читателей журнала интересует как ЭК² отразится на его деятельности по разработке, производству или обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры (РЭА). Излишним оптимизмом было бы считать, что ЭК², в описанной выше форме, станет доминирующей формой продажи электронных компонентов в ближайшие годы. И особенно в нашей стране. И дело здесь не только в недостаточной степени распространения ИНТЕРНЕТа в России, - этот процесс идет, как раз, очень динамично. Более важно отсутствие надежной системы электронных платежей и рентабельной структуры экспресс-доставки, а их создание дело не одного года. Еще одним сдерживающим фактором является громоздкая система бухгалтерской отчетности и неразвитая нормативная база электронных платежей. Немаловажен и аспект защиты от несанкционированного доступа к информационным потокам - успешные атаки хакеров подрывают доверие к самой идее электронной коммерции. Уверенность в благополучном преодолении всех этих преград питается, как обычно, мировым опытом, да и события в зоне РУНЕТа выглядят пока оптимистично. Явным признаком оживления можно считать и участившиеся случаи продажи и перепродажи действующих виртуальных магазинов, хотя данные об их рентабельности, как это и принято в нашей стране, недоступны. Но в любом случае - это хорошо. Процесс идет.

Возможно, о том же свидетельствует и активизировавшийся в последнее время процесс приобретения крупнейшими мировыми дистрибьюторами электронных компонентов более мелких региональных (AVNET приобретает MACRO и SEI, ARROW - TEKELEC и JACOB HATELAND). Стоит ли за этим желание консолидировать склады и сделать их виртуально доступными по модели B2B (или даже B2C)? Время покажет. Хотя на фоне того, что многие фирмы производители ЭК уже предлагают свои изделия к продаже через ИНТЕРНЕТ-магазины, эти шаги могут и не дать должного эффекта.

Теперь обратимся ко второй (или первой ?) составляющей ЭК² - собственно электронным компонентам, которые по всем признакам являются товаром специфическим, что безусловно налагает определенные ограничения на электронную торговлю ими.

Сразу следует признать, что электронные компоненты нужны как конечному потребителю - индивидуальному разработчику, ремонтнику, радиолюбителю, так и электронщикам, в рамках должностных инструкций, ведущим разработку, производство или ремонт РЭА в своих фирмах. Принятое в российской торговле электронными компонентами разделение рынка на три сегмента - разработка, производство и ремонт, в принципе, вписывается в концепцию B2C/B2B, но реалии российского бухгалтерского учета, банковской системы и средств доставки являются слишком сильным возмущающим фактором, мешающим реализовывать любую модель электронной коммерции в "чистом" виде. В результате, существующие в РУНЕТЕ виртуальные магазины, торгующие электронными компонентами, будь то ЧИП и ДИП (www.chip-dip.ru) или МЕГА-ЭЛЕКТРОНИКА (www.megachip.ru), функционируют по классической супермаркетовской "корзиночной" схеме. Покупатель, попадая в виртуальный магазин, видит пред собой "дерево" типов электронных компонентов, Перемещаясь по нему, находит нужный раздел, открывает его и попадает в список компонентов с указанием цен. Любой из компонентов, нажатием "мыши", можно поместить в "корзину", указав при этом потребное количество. "Гуляя" по дереву и наполняя корзину - покупатель постоянно видит текущую сумму покупки. Набрав нужные компоненты, покупатель попадает на страницу регистрации, где заполняет анкету со своими реквизитами, и указывает предпочитаемую форму оплаты и доставки. Как правило, процедура заканчивается формированием счета, который покупатель может распечатать тут же с сайта виртуального магазина. Этот счет должен быть оплачен уже обычным порядком и … дальнейшие процедуры хорошо известны - копия платежки, доверенность, самовывоз или ожидание бандероли и т.п. прелести. Можно допустить, что подобный процесс электронной коммерции хорош тем, что покупатель сам интерактивно и оперативно формирует счет, а не отправляет некий список факсом или E-mail'ом, ожидая затем счет день или два (в лучшем случае). С другой стороны неизбежное чувство разочарования наступает, если требуемый компонент не найден в списке или он имеется, но в настоящее время отсутствует на складе (ситуация нередкая в наших виртуальных магазинах).

Более простой, и от этого более распространенной, формой ЭК² является размещение на сайте полного прайс-листа и(или) некой формы заявки, отправляемой по электронной почте. Дальнейшие операции достаточно тривиальны - выбор, согласование и … см. выше.. Оригинальный подход реализован на сайтах CHIPINFO ( www.chipinfo.ru ) и ICMICRO (www.icmicro.ru ) - здесь использована концепция виртуального склада. В единую базу данных собираются прайс-листы фирм участников, и поиск нужного компонента ведется по этой обобщенной базе. В первом варианте, сформированный заказ отправляется электронной почтой участнику (с приложением реквизитов покупателя), во втором - покупателю предоставляются полные реквизиты продавца. Очевидным узким местом здесь является устаревание информации и сложность эффективной актуализации обобщенной базы.

Важной предпосылкой эффективной ЭК² в нашей стране, где электронные компоненты во все возрастающей пропорции становятся импортными, является информационная поддержка потребителя-электронщика. Ведь для того, чтобы положить в виртуальную корзину транзистор IRF840 или микроконтроллер At89C2051 необходимо четко представлять, что это именно то, что нужно. Именно поэтому все сайты дистрибьюторов ЭК имеют разделы информационной поддержки, на которых размещены .pdf файлы с описаниями предлагаемых ЭК. Кстати, этот год отмечен и новым явлением - на выставках ЭКСПОЭЛЕКТРОНИКА и СВЯЗЬ-2000 ряд фирм (АРГУССОФТ, КОМПЭЛ, МЭЙ, ПРОМЭЛЕКТРОНИКА, ФИЛУР, ЭЛЕКТРОМИР) представили CD-ROM поддержки, заполненных такими описаниями ЭК. Особенно удобны такие CD-ROM'ы электронщикам, имеющим dial-up подключение к ИНТЕРНЕТУ - анализ параметров компонента можно вести off-line, обращаясь к сайту дистрибьютора в режиме on-line только собственно для осуществления заказа. Удобно и то, что на таких CD-ROM'ах, как правило, приводится информация сразу по нескольким производителям ЭК.

Электронные компоненты, как объект электронной коммерции имеют рад специфических свойств, способных затруднить электронную коммерцию ими. Достаточно сложная и неединообразная маркировка электронных компонентов, особенно в части исполнения корпусов, затрудняет однозначное описание компонента при заказе. Как не вспомнить тут стандартизацию советского МЭПа, с четким детерминизмом серий, функционального назначение и всего тремя корпусами - ДИП, планар и "круглый металлический". Но реалии сегодняшнего момента таковы, и это подтвердит большинство дистрибьюторов, что согласование с заказчиком точного наименования и исполнения ЭК требует, порой, не одной итерации. Сказанное выше относится к активным компонентам - микросхемам и п/п приборам. Еще сложнее ситуация с пассивными и коммутационными изделиями - без графики или фотографии бывает невозможно разобраться, что есть что.

Стоит отметить, что ЭК² открывает и новые перспективы для отечественных производителей ЭК, неприятие которыми традиционных форм дистрибьюции общеизвестны (перекупщики !). Уже 50 отечественных производителей ЭК имеют свои сайты и ничто, кроме перманентных финансовых трудностей, не мешает им осуществлять столь любимые "прямые связи" через ИНТЕРНЕТ.

Заканчивая разговор о судьбе ЭК² в России нельзя умолчать о человеческом факторе. Наши электронщики, да и просто граждане, в которых запах канифоли будит воспоминания о кружке "Умелые Руки", очень любят ремонтировать всяческую электронную технику. Благо завезено ее в последние годы немерено. И когда в "мышке" стоимостью $3 выходит из строя (диагностика крайне упрощена) микросхема XX21C12 никому неизвестного изготовителя, наш человек, подключенный к ИНТЕРНЕТУ, перелопатит его весь, задаст сотню вопросов в телеконференциях, разошлет столько же запросов дистрибьюторам ( не жалея и зарубежных) и в итоге всю оставшуюся жизнь будет относиться к ЭК² c негодованием - не помогли ведь ! Но самое то интересное, что многие что-то находят и чинят своих мышек (или создают уникальные даже по западным меркам приборы и системы) и становятся апологетами ЭК². И это наша надежда и с ними мы не пропадем !